БиологияПалеонтология

Травоядные динозавры из раннего юрского периода жили в стадах, разделенных по возрасту

Мусзавр (что означает «мышиный ящер») - это род травоядных динозавров-завроподоморф, которые жили на юге Аргентины в раннеюрский период. Свое название он получил из-за небольшого размера скелетов молодых особей, которые когда-то были единственными известными экземплярами этого рода. Взрослые особи достигали примерно 5 метров в длину при весе, превышающем 1 тонну.

Палеонтологи проанализировали исключительный комплекс окаменелостей из формации Лагуна Колорада в Патагонии, Аргентина, который включает останки скелетов возрастом 193 миллиона лет (ранняя юрская эпоха) и яйца раннего зауроподоморфного динозавра Mussaurus patagonicus (Мусзавр), от эмбрионов до полностью взрослых особей.

«Мы уже знали, что в поздней юре и меловом периоде крупные травоядные динозавры проявляли социальное поведение — они жили стадами и имели места для гнезд», — сказал доктор Джахандар Рамезани, исследователь из Департамента наук о Земле, атмосфере и планетах Массачусетского технологического института.

«Но всегда стоял вопрос, когда впервые проявлялось такое социальное поведение?»

Доктор Рамезани и его коллеги исследовали окаменелые останки 80 динозавров и более 100 яиц Mussaurus patagonicus из формации Лагуна Колорада в южной Патагонии. Палеонтологи обнаружили, что большинство яиц было собрано в группы от восьми до 30 яиц.

Рентгеновское изображение пяти из этих скоплений показало, что яйца содержали зародыши Mussaurus patagonicus и располагались в двух-трех слоях внутри специальных траншей, что позволяет предположить, что они содержались в гнездах в общей среде размножения.

Исследователи проанализировали размер и тип костной ткани останков скелетов, чтобы определить возраст окаменелостей.

Они определили группу из 11 молодых особей в возрасте до года, двух взрослых особей, которые были обнаружены вместе, и девяти особей, которые были старше молодых, но моложе взрослых.

Ученые предполагают, что наличие возрастных групп особей в одном и том же месте может указывать на то, что Mussaurus patagonicus всю жизнь жили стадами, но в основном ассоциировались с другими динозаврами своего возраста в стадах.

«Молодые не следовали за своими родителями в небольшой семейной структуре. Есть более крупная структура сообщества, где взрослые разделили и приняли участие в воспитании всего сообщества», — говорят ученые.

Образцы Mussaurus patagonicus, собранные в формации Лагуна Колорада, Патагония, Аргентина.

Они датировали древние отложения среди окаменелостей и определили, что стадо Mussaurus patagonicus восходит к 193 миллионам лет назад, в ранний юрский период. Результаты представляют собой самое раннее свидетельство социального поведения среди динозавров — примерно на 40 миллионов лет раньше, чем другие записи о стаде динозавров.

«Мы наблюдали и задокументировали самое раннее социальное поведение динозавров», — сказал доктор Рамезани. «Это поднимает вопрос о том, могла ли жизнь в стаде сыграть важную роль в раннем эволюционном успехе динозавров. Это дает нам ключ к разгадке эволюции динозавров».

Авторы подозревают, что два других типа ранних динозавров — Massospondylus из Южной Африки и Lufengosaurus из Китая — также жили стадами примерно в то же время.

Художественная реконструкция гнезда Mussaurus patagonicus. Изображение: Хорхе Гонсалес

Если несколько отдельных линий динозавров жили стадами, они полагают, что социальное поведение могло развиться раньше, возможно, еще со времен их общего предка, в эпоху позднего триаса, незадолго до того, как событие вымирания уничтожило множество других животных.

«Теперь мы знаем, что стадо существовало 193 миллиона лет назад», — сказал доктор Рамезани. «Это самое раннее подтвержденное свидетельство стадного поведения динозавров. Но палеонтологическое понимание говорит, что если вы обнаружите социальное поведение у этого типа динозавров в это время, оно должно было возникнуть раньше».

Статья о результатах была опубликована в журнале Scientific Reports.