Астрономия и космосПланетология

Астрономы обнаружили одну из самых молодых экзопланет — 2M0437b

Одна из самых молодых планет, когда-либо обнаруженных вокруг далекой молодой звезды, была открыта международной группой ученых.

Тысячи планет были обнаружены вокруг других звезд, но что отличает эту, так это то, что она сформировалась совсем недавно и ее можно наблюдать напрямую.

Планета, названная 2M0437b, присоединяется к горстке объектов, расширяющих понимание того, как планеты формируются и изменяются со временем, помогая пролить новый свет на происхождение Солнечной системы и Земли. Подробное исследование было недавно опубликовано в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Это открытие пополнило список планет, которые мы можем наблюдать напрямую с помощью наших телескопов», — пояснил ведущий автор исследования Эрик Гайдос, профессор Департамента наук о Земле Университета Маноа. «Анализируя свет от этой планеты, мы можем кое-что сказать о ее составе и, возможно, где и как она образовалась в давно исчезнувшем диске из газа и пыли вокруг своей звезды».

По оценкам исследователей, планета в несколько раз массивнее Юпитера и она сформировалась вместе со своей звездой несколько миллионов лет назад. Планета настолько молода, что она все еще горячая из-за энергии, выделяющейся во время ее образования, с температурой, подобной температуре вулканической лавы.

В 2018 году экзопланета 2M0437b была впервые замечена с помощью телескопа Subaru на Мауна-Кеа. Затем,  в течение последних нескольких лет ее тщательно изучали с помощью других телескопов на этом гавайском вулкане. (Мауна-Кеа — одно из лучших мест в мире для астрономических наблюдений. С момента создания дороги в 1964 году на вершине вулкана были построены 13 телескопов).

Изображение планеты 2M0437
Изображение планеты 2M0437. Снимок был сделан телескопом Subaru. Гораздо более яркая родительская звезда была в основном удалена, а четыре «шипа» — артефакты, созданные оптикой телескопа.

Астрономы использовали обсерваторию Кека для наблюдения за положением звезды-хозяина, когда она двигалась по небу, подтвердив, что планета 2M0437b действительно является спутником звезды, а не более удаленным объектом. На наблюдения потребовалось три года, потому что звезда медленно движется по небу.

Планета и ее родительская звезда находятся в звездной «детской», называемой Облако Тельца. 2M0437b находится на гораздо более широкой орбите, чем планеты Солнечной системы; она находится примерно в сто раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, что упрощает наблюдение. Однако сложная «адаптивная» оптика все еще необходима для компенсации искажения изображения, вызванного атмосферой Земли.

«Чтобы сделать это открытие, потребовались два крупнейших телескопа в мире, технология адаптивной оптики и чистое небо Мауна-Кеа», — сказал соавтор работы Майкл Лю, астроном из IfA. «Мы все с нетерпением ждем новых открытий и более подробных исследований таких планет с помощью технологий и телескопов будущего».