Астрономия и космос

Астрономы определили, что сигнал от Проксимы Центавра не был внеземной техносигнатурой

В 2019 году астрономы проекта Breakthrough Listen наблюдали Проксиму Центавра с помощью радиотелескопа Паркса. Они обнаружили интригующий узкополосный сигнал с характеристиками, соответствующими внеземной техносигнатуре на частоте около 982 МГц. Используя новую процедуру анализа потенциальных искусственно созданных сигналов, они обнаружили, что сигнал не является внеземной техносигнатурой, а был скорее артефактом земных помех от человеческих технологий.

«Значение этого результата состоит в том, что поиск цивилизаций за пределами нашей планеты в настоящее время является зрелой и строгой областью экспериментальной науки», — сказал Юрий Мильнер, основатель Breakthrough Inititatives.

Проксима Центавра является астробиологически привлекательной целью:

• это ближайшая к Солнцу звезда на расстоянии 4,22 световых года;
  • там расположены по крайней мере две экзопланеты, Проксима b и c;
  • и она стала целью предложенного поиска внеземной жизни в рамках инициативы Breakthrough Starshot.

Несмотря на то, что мы являемся нашим ближайшим звездным соседом, в отношении Проксимы Центавра было проведено мало поисков техносигнатур.

В 1990-х годах в южном полушарии по направлению к ближайшим звездам были проведены две программы SETI: поиск в рамках проекта «Феникс» 202 звезд, подобных Солнцу, и поиск техносигнатур 176 самых ярких звезд.

С 29 апреля по 4 мая 2019 года астрономы Breakthrough Listen проводили поиск признаков технологически развитой жизни со стороны Проксимы Центавра с помощью радиотелескопа Паркса.

Они сканировали планетную систему в диапазоне частот от 700 МГц до 4 ГГц с разрешением 3,81 Гц — другими словами, выполняя эквивалент настройки более чем на 800 миллионов радиоканалов одновременно с исключительной чувствительностью обнаружения.

Всего было обнаружено 4 172 702 попадания, то есть узкополосные сигналы, обнаруженные выше порога отношения сигнал / шум.

Из них только один сигнал — на частоте 982 МГц — прошел все этапы фильтрации и визуального контроля и не попал в частотный диапазон каких-либо известных местных радиочастотных помех.

Названный BLC1 (сокращение от «Breakthrough Listen Candidate 1»), он имел многие характеристики, соответствующие предполагаемому передатчику, расположенному в другой звездной системе.

Сигнал BLC1 от Проксимы Центавра.

“Исходный сигнал явно не обнаруживается, когда телескоп направлен в сторону от Проксимы Центавра, но, учитывая стог сена из миллионов сигналов, наиболее вероятным объяснением по—прежнему является то, что это передача от человеческой технологии, которая оказывается «странной» в правильном смысле, чтобы обмануть наши фильтры», — сказала София Шейх, научный сотрудник кафедры астрономии Калифорнийского университета в Беркли и член команды Breakthrough Listen.

Исследователи обнаружили, что BLC1 не является внеземной техносигнатурой, а был скорее электронно дрейфующим продуктом интермодуляции местных, изменяющихся во времени источников помех. Они также идентифицировали десятки случаев радиопомех с морфологией, аналогичной сигналу BLC1.

«В случае этого конкретного кандидата наш анализ показывает, что маловероятно, что сигнал действительно исходит от передатчика на Проксиме Центавра», — говорят ученые. «Однако это, несомненно, один из самых интригующих сигналов, которые мы видели на сегодняшний день».

«Хотя нам не удалось найти подлинную техносигнатуру, мы все больше уверены в том, что у нас есть необходимые инструменты для обнаружения и проверки таких подписей, если они существуют», — сказал Пит Уорден, исполнительный директор Breakthrough Initiatives.