Антропология

Молекулярный анализ выявил самые старые окаменелости в Денисовой пещере

Международная группа ученых из университетов Вены и Тюбингена, а также Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, идентифицировала пять новых человеческих окаменелостей на ключевом участке Денисовой пещеры на юге Сибири.

Останки, в числе которых трое денисовцев и один неандерталец, были найдены в хорошо датированном месте, возраст которого составляет ~ 200000 лет. Окруженные археологическими останками, такими как каменные орудия труда и пищевые отходы, находки проливают свет на стратегии адаптации этих ранних гомининов по мере их распространения по Евразии.

Денисова пещера в Горном Алтае на юге Сибири прославилась 11 лет назад, когда генетическое секвенирование ископаемой кости мизинца выявило новую, ранее неизвестную группу людей.

Несмотря на то, что группа была названа «денисовцами» в честь этого места, идентификация денисовских останков из пещеры была сложной задачей, поскольку любые человеческие останки чрезвычайно фрагментарны и их трудно обнаружить среди сотен тысяч костей животных, которые также присутствуют.

В течение четырех лет ученые работали над извлечением и анализом древних белков и ДНК из почти 4000 костных фрагментов из Денисовой пещеры. Их новые находки опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution и дают четкое представление о первых обитателях Денисовой пещеры и их археологических раскопках.

Используя биомолекулярный метод, известный как пептидный отпечаток, или ZooMS (зооархеология с помощью масс-спектроскопии), команда ученых сосредоточилась на самых старых слоях участка, которые датируются 200000 лет назад и до сих пор не содержали человеческих окаменелостей.

Вход в Денисову пещеру. Фото: ИАЭТ Сибирского отделения Российской академии наук.

Такие методы — единственное средство, с помощью которого ученые могли найти человеческие останки среди тысяч костей из этого места, поскольку более 95% были слишком фрагментированы для стандартных методов идентификации. В итоге было идентифицировано пять костей, коллаген которых соответствовал пептидному профилю человека.

Из пяти идентифицированных человеческих костей четыре содержали достаточно аутентичных фрагментов ДНК, чтобы исследователи могли реконструировать их митохондриальный геном. Три из них соответствуют денисовскому типу мтДНК, а один — неандертальскому типу. Новые денисовские кости, датируемые 200000 лет, являются одними из самых старых человеческих окаменелостей, которые когда-либо были подвергнуты генетическому секвенированию.

Новые находки помогают восполнить пробел в археологической адаптации первых денисовцев. Денисовцы появляются на этом месте во время межледниковья (теплый период, когда окружающая среда и температуры были такими же, как сегодня) и пользуются преимуществом стратегического местоположения пещеры.

Они появляются с умением изготовлять каменные орудия, используя сырье, найденное в аллювии (намыве) близлежащей реки Ануи, и охотятся на травоядных животных, таких как бизоны, косули и благородные олени, газели и сайгаки и даже шерстистые носороги. Они продолжают жить по аналогичной схеме в течение нескольких тысяч лет.

Приблизительно 130–150 000 лет назад на этом месте также появляются неандертальцы, представленные одной из окаменелостей, обнаруженных в ходе текущего исследования.

Научные работы в Денисовой пещере продолжаются посредством систематических полевых исследований и целенаправленного анализа костей и отложений. Это единственное открытое место, которое содержит доказательства периодического присутствия всех трех основных групп гомининов, денисовцев, неандертальцев и современных людей, в течение последних 200000 лет.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Ecology and Evolution.