Астрономия и космос

Астрономы впервые запечатлели предсмертную агонию красного сверхгиганта

Впервые астрономы в режиме реального времени запечатлели драматический конец жизни красного сверхгиганта, наблюдая за быстрым самоуничтожением массивной звезды и ее последними агониями, прежде чем она превратится в сверхновую II типа — SN 2020tlf.

Красные сверхгиганты — звёзды, сошедшие в результате эволюции с главной последовательности и размером превышающие красные гиганты.

Это самые большие по размеру звёзды. Они обладают очень низкой эффективной температурой (3000—5000 K) и радиусом в 200—1500 раз больше радиуса Солнца. Поток энергии с единицы площади их поверхности мал — в 2—10 раз меньше, чем у Солнца. Светимость красных сверхгигантов в 500 000 превышает светимость Солнца.

Типичными представителями красных сверхгигантов являются звёзды Антарес и Бетельгейзе.

Под руководством исследователей из Северо-Западного университета (Northwestern University) и Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) команда ученых наблюдала за красным сверхгигантом в галактике NGC 5731  в течение последних 130 дней его жизни.

Открытие бросает вызов предыдущим представлениям о том, как красные звезды-сверхгиганты эволюционируют прямо перед взрывом.

Более ранние наблюдения показали, что красные сверхгиганты были относительно спокойными перед своей смертью — без каких-либо признаков сильных извержений или светящихся излучений.

Новые наблюдения, однако, обнаружили яркое излучение красного сверхгиганта в последний год перед взрывом. Это говорит о том, что по крайней мере некоторые из этих звезд должны претерпевать значительные изменения в своей внутренней структуре, которые затем приводят к бурному выбросу газа за мгновение до коллапса.

«Это прорыв в нашем понимании того, что массивные звезды делают за мгновение до своей смерти», — сказал Винн Якобсон-Галан, ведущий автор исследования.

«Прямое обнаружение предсверхновой активности в красной сверхгигантской звезде никогда ранее не наблюдалось в обычной сверхновой II типа. Мы впервые наблюдали взрыв звезды-сверхгиганта».

Красный сверхгигант — прародитель сверхновой SN 2020tlf, был расположен в галактике NGC 5731 примерно в 120 миллионах световых лет от Земли. Звезда была в 10 раз массивнее Солнца.