Поклонение рыбке

«Искал я к истине пути,
Хотел узнать всему причину, —
Но нам ли таинств ключ найти,
Измерить мудрости пучину?»
Н.М. Карамзин
Если спросить у любого жителя нашей страны какие сказки Пушкина он знает, то каждый среди первых назовёт «Сказку о рыбаке и рыбке». Возникает вопрос: почему такая всенародная популярность и притягательность у этой детской сказки? В чём секрет её скрытого воздействия на людей? Какие тайны кроются в её глубинах? Она была написана А.С. Пушкиным осенью 1833 года, уже в зрелом возрасте. Её сюжет поэт заимствовал из «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм. Все остальные его сказки были опубликованы примерно в это же время, и это не случайно.
Это произведение, в отличие от всех других сказок, Пушкин написал в прозе, без использования рифмы. Каждое слово в ней имеет своё особое место и назначение. По этим отличительным признакам я предположил наличие в ней зашифрованных вставок, спрятанных от цензуры. В текстах, написанных в стихотворной форме, сделать это гораздо сложнее.
Все сказки Пушкина содержат в себе не только элементы русского фольклора и народных традиций, но и взгляды на острые события в истории нашей страны.
Если открытый текст сказки, перевести в цифры, то с их помощью можно расшифровать скрытый замысел автора. Для этого Пушкиным были подобраны необходимые слова к её содержанию с целью кодирования тайного смысла. К ним можно отнести: со своею, самого синего, ровно, невод, пришёл, тиной, с травой, дурачина, простофиля, смилуйся, слегка разыгралось, не по душе, за столом сидит, в ноги он, вот неделя, другая, старик не осмелился, не дерзнул и другие. У криптографов этот метод применяется при шифровании тайного текста с помощью открытого. Глубокие сокровенные идеи могут содержаться и в других сказках Пушкина: «О царе Салтане» (1831 г.) и «О золотом петушке» (1834 г.).
Сказка позволяет подбирать и переставлять слова в любом порядке, не меняя её общего содержания. С помощью выбранных слов можно создать необходимый цифровой набор, чтобы зашифровать его скрытый текст. Такая необходимость возникла у поэта после восстания декабристов на Сенатской площади. При императоре Николе I в стране была установлена жёсткая цензура на любое инакомыслие. Пушкин не мог остаться в стороне от правдивой оценки этого судьбоносного для страны события.
Он пытался впервые выразить своё скрытое мнение о декабристах в эпилоге поэмы «Руслан и Людмила». Затем вставил его в Х главу романа «Евгений Онегин». Но из опасений раскрытия царской цензурой запрещённых идей, связанных с декабристским движением, Пушкин сжёг «десятую песнь». Некоторые оценочные суждения об итогах декабрьского восстания были замаскированы им в графической символике рисунков.
Творческий гений Пушкина ярко проявился в роли: поэта, писателя, историка и художника. В них отражены все его свободолюбивые взгляды, идеи и оценки в сфере русского мира и его истории.
Скрытый замысел в сказке Пушкин закодировал на примере семейных взаимоотношений старика и его старухи. Он изобразил их нравственные проявления и конфликты интересов в виде модели для иного процесса развития. В содержании сказки, на первый взгляд, следует простой вывод: жадность является тяжким грехом, и она всегда наказуема.
Такой же вывод можно сделать и по содержанию «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм, но она соответствовала представлениям и традициям жителей западных стран. В ней рыбак поймал на удочку рыбу камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Эта рыба будет выполнять все желания рыбака и его жены, без каких-либо конфликтов между ними. Других дополнительных данных о рыбе-принце в этой сказке не приведено.
Пушкин переделал эту сказку для исторического замысла, применительно к России. Самым загадочным символом в его сказке является «золотая рыбка». Я предположил, что к этому символическому образу привязано всё содержание сказки и её главный смысл. По цензурным соображениям Пушкин не стал его раскрывать и превратил в загадку. Но он оставил в тексте косвенные намёки и зацепки для опознания этого ключевого символа.
Образ золотой рыбки имеет разные толкования в культурах и религиях стран мира. Чаще он связан с удачей, богатством и плодородием. Таким объектом в царской России могла быть только земля. Пользоваться её плодами станут те, кто будет обладать реальной властью и силой. Правящая знать феодальной России, в погоне за богатством, загонит крестьян в кабальную зависимость и нищету.
В сказке старик обращался к золотой рыбке «с поклоном» и особым почтением, называя её «государыней». На Руси кланялись тому, к чему питали особое уважение. При этом никогда не кланялись врагам. Земля древним славянам представлялась неким божеством, способным проявлять заботу о людях и наделять их всеми благами жизни. В языческий период нашей истории земля была очеловечена в образе «Земли – Матушки».
Поэтому в сказке она «молвила человеческим голосом». В славянских мифах и в русском фольклоре земля считалась основой жизни и источником всех богатств. В эпоху феодальных отношений в России она признавалась высшей ценностью и оказывала существенное влияние на характер исторического процесса.
На примере семейной жизни старика и старухи, как ячейки общества, Пушкин показал в сказке историю нашей страны от её истоков до абсолютной («вольной») монархии. Все материальные изменения в семье рыбака соответствуют основным этапам развития нашего общества со всеми его проблемами, недостатками и пороками. В нём противостояли: добро и зло, бескорыстие тружеников земли и жадность к богатству и власти боярско-дворянского сословия. Из семи грехов православного христианства три присутствуют в сказке. Это: сребролюбие (жадность к богатству), чревоугодие (вина, пряники печатные), тщеславие (показ превосходства).
История России представлена Пушкиным с времён родовых отношений, когда существовало присваивающее хозяйство. Древние люди добывали готовые дары природы с помощи охоты, рыболовства и собирательства. Вся добываемая пища практически сразу потреблялась, поэтому не требовались ёмкости для её хранения. Вот почему деревянное корыто у старика и старухи без влаги и пищи раскололось. А в новом корыте они особо не нуждались, так как в него нечего было класть. Когда старик рыбачил, а старуха пряла, над ними не было господ. Они были абсолютно свободны, выживали за счёт своего труда и довольствовались примитивными условиями быта.
Этот огромный период истории древних славян Пушкин условно сократил до 30 лет. Дополнительные 3 года к этому периоду отличались тем, что добывать пищу с первого раза (и даже с трёх раз) им стало гораздо труднее. Природа уже была не в состоянии прокормить готовыми плодами увеличившееся население. В сказке семью не выручал даже невод. А он является самой крупной снастью при ловле рыбы и мог применяться только при коллективном участии членов родовой общины.
Когда люди стали приручать в домашнем хозяйстве диких животных (скот), потребовались ёмкости для хранения пищи. Поэтому старуха заказала новое корыто. Древние люди случайно обратили внимание на возможность собирать с помощью семян плоды с земли при её обработке. Этот ценный дар природы Пушкин заменил символом «золотой рыбки».
С появлением земледелия у людей образовался достаток и возможность строить деревянные избы вместо «ветхих землянок». Многие бывшие охотники и рыболовы превратились в крестьян. Они платили дань (полюдье) князю и его дружине за свою безопасность. Из этих княжеских дружинников ход истории России «произведёт на свет» будущих угнетателей народа: бояр, дворян и помещиков.
Начальная форма земледелия у славян была крайне примитивной. В сказке она просматривается с помощью следующих строк текста:
«Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
В этом тексте ключевым является слово «отпустил», или по-другому — отказался от неё. Здесь просматривается подсечно-огневое земледелие в древней Руси. Технология этого метода самая простая. Подсекали на корню лес. Когда деревья высыхали, их валили и поджигали. Полученную золу использовали, как удобрение для выращивания хороших урожаев зерновых культур. Когда земля через несколько лет истощалась, её забрасывали. В сказке её отпускали с Богом, без «откупа». Затем готовили новый участок. «На просторе» древней Руси земли хватало всем, кто хотел её обрабатывать. Земля считалась Божьим даром и была общей для всех.
Пушкин в романе «Евгений Онегин» с позиций взглядов Адама Смита отметил, что «простой продукт», полученный от земли, ценнее золота. Земля стала надёжным источником богатства. Главный вопрос состоял в том, в чьих руках она окажется и на основании каких прав.
С появлением чёрного крестьянства («черни») будет выплачиваться оброк и трудовые повинности в пользу государства. Земля постепенно перейдёт в собственность родовитой боярской и дворянской знати (столбовое дворянство). Владельцы земель в погоне за богатством будут обирать крестьян с помощью барщины и оброка до полной нищеты. Они будут постепенно превращать их в свою собственность, на основании установленного в стране крепостного права (1649 г.). При полной власти над крестьянами у правящего класса исчезнут любые препятствия для алчного обогащения и стремления к безмерной роскоши. Им был безразличен нищий и голодный народ, который стал для них постоянным раздражителем. Об этом прямо говорится в сказке:
«На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела».
Пушкин показал в мягкой форме презрительное отношение к труженикам земли (к старику) со стороны знатной старухи, словами: дурачина, простофиля, невежа. Например, помещики бранили крестьян более унизительными словами: смерд, скотина, быдло, душа. За провинности царская власть применяла к ним около двадцати жестоких наказаний, включая смертные казни. Особенно жестокие казни применял к своим сородичам Иван Грозный и его опричники.
В сказке показаны телесные наказания слуг, которые «перечили» своим господам. Чтобы не травмировать психику детей жестокостями, Пушкин отразил в сказке только их некоторое мягкие виды. Это: работа на конюшне, удары по щеке, битьё, таскание за чупруны (теребачки), и ещё могли прогнать «взашей» со двора. Если бы помещики на самом деле воздействовали на своих крестьян подобным образом, то они воспринимали бы эти «наказания», как барскую ласку.
По жестокости и садизму в отношении к крепостным крестьянам всех превзошла кровавая помещица «Салтычиха» (Дарья Салтыкова). Её двор находился возле Москвы. Она калечила дворовых слуг за малейшие провинности. Лично забила насмерть около ста мужчин и женщин. Не меньше жестокости и дурного отношения к людям допускали и отдельные правители России.
Пушкин в сказке показал старуху в роли «грозной царицы», которая «вздурилась» в своих алчных запросах. В истории России присутствие женщин на троне не было редким явлением. Например, в ХVIII веке около 70 лет страной управляли женщины («Бабий век»). Одну из них Пушкин изобразил в образе «вольной царицы». Её похожей «копией» вполне может являться императрица Анна Иоанновна, племянница Петра I.
Эта правительница была чудовищем на троне. Она любила дорогие наряды и безмерную роскошь. Была злой, коварной и недалёкого ума женщиной. Увлекалась шутовскими развлечениями и забавами.
Примером её чудачества является известный «Ледяной дом», построенный для свадебной церемонии. При ней в России был террор, казнокрадство и крайняя жестокость к людям. За 10 лет её правления было казнено более тысячи человек и около 20 тысяч сослано в Сибирь. «На конюшню» людей отправляли только в сказке. Эта чёрная полоса в истории России получила название «бироновщины».
Моё внимание привлекли записанные в сказке строки:
«А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не зарубила».
Здесь просматривается скрытый намёк на нечто совсем другое. Слово «чуть», касающееся применения топора, не совсем типично для России. Топоры в руках крестьян, воинов и палачей в реальности никогда не давали промахов. Например, во время стрелецкой казни на Красной площади в Москве, палачи «зарубили топорами» около тысячи бунтовщиков, выступивших против Петра Первого.
А случай, когда власть «топорами чуть не зарубила», был в истории России только один раз. Пушкин об этом факте знал, так как он касался судьбы его друзей из числа декабристов.
Верховный уголовный суд России по их делу приговорил 36 участников восстания к смертной казни. Из них 5 человек – к четвертованию и 31- к отсечению головы. Эту жестокую средневековую казнь отменил император Николай I. Он заменил четвертование виселицей, а топор палача, предназначенный для 31 заговорщика, заменил каторгой в Сибирь. Вот почему у Пушкина появилось основание сказать в адрес царского двора слово «чуть».
Алчность к роскоши и богатству у феодальной знати не имела разумных пределов. Например, в сказке, у старухи, столбовой дворянки, был «высокий терем», «дорогая соболья душегрейка» и ценные украшения, полученные от золотой рыбки. Богатая старуха каждый раз просила «кланяться» золотой рыбке, чтобы получить от неё новые дары. Искренне и с уважением кланялся «золотой рыбке» (земле) только старик, а алчная старуха заставляла кланяться ей с корыстной целью.
Эти требования «поклонов» рыбке со стороны дворян на деле обозначали обязанность крепостных крестьян «гнуть спины» на барской земле ради увеличения их богатства. Подобная несправедливость и самодурство вызывали у крестьян ненависть к угнетателям. Их ответом были: мятежи, восстания и погромы помещичьих усадеб.
В конце своей сказки Пушкин поставил перед российским обществом самый главный вопрос: «Что делать» с царской властью? Он станет актуальным и для будущих поколений революционеров. Старик в сказке в отчаянии вопрошает: «Что мне делать с проклятою бабой?». На самом деле, не совсем «с бабой». Эта «баба» обладала на троне неограниченной царской властью, поэтому все претензии были в её адрес. Проклятья в сторону монархии будут исходить от многих слоёв российского общества, включая самих дворян.
На этот вопрос пытались найти ответ Степан Разин и Емельян Пугачёв в ходе крестьянских восстаний против ненавистной им власти. Его неудачно попытались решить дворяне-декабристы с помощью вооружённого восстания на Сенатской площади Петербурга, которым сочувствовал Пушкин. С помощью цифровых технологий мне удалось расшифровать в его сказке некоторые оценки и мнения об этом восстании, скрытые от царской цензуры. Для этого я перевёл весь текст сказки в гигантское число. Один из её отрывков на цифровом языке выглядит так:
9118170517791110113571357431151051783708535738701737320940351731…
Стиль цифрового литературного творчества Пушкина имеет некоторые особенности. В его произведениях, переведённых на цифровой язык, наиболее часто встречаются цифры: 1, 7, 3, 0, 5, 8, 9. И гораздо реже — 6,2,4. Числа и слова имеют внутреннее духовное единство. Вот почему стихи Пушкина привлекают и очаровывают нас своим изяществом, лёгкостью и внутренней гармонией. Сразу приходят на ум его знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье…».
Представляю содержание скрытых мнений Пушкина о декабристах, которые я обнаружил в сказке после расшифровки фрагментов из её общего числа:
«Уже минули семь лет, как их сослали в остроги края. Им сроками грозил сам Николай. Его законами ввели у каторжников нормы труда и их результаты. В моих добрых сказках каторга друзей стихами овеяна. Там к записям волю им прилагал».
«Они воины, а не вожди империи. Друзья воли лишены и семей. И родину их отняла корона. Я, Пушкин, вами гордился. В их тяжкой доле казнь уму неведома. Мои тревоги и советы мятежникам царём гонимы и гнев рождали. При царёвых лишениях божьи сыны гордились родиной. А их цепи и муки острога были Голгофой каторги».
«Их годы текли на севере за Читой. Была Божья воля и открыла престолу небо. Ищейки от царя раскрыли заговор в армии и его сорвали. Была острая и короткая битва из-за коронации царя. Им грозили тюрьмы, громкие аресты и пленение друзей. Сыск государя к ним был избранным и острым».
«Страна Россия печаль затаила. На царские рудники и в тюрьмы попали заговорщики. Их волю в камерах закрыли. Каторжный труд сынов и ад темниц омрачали их быт».
«Падших казнью испытали. В их памяти вражда таилась и муки разума восстали. История осудит монархию за её месть убогую дворянам. Она наветами осквернила их идеи, как террор. Их реформы и планы опечатаны в столице, как каторжан страны. Месть царской власти к заговору позор несла и зло изведала к её врагам».
Пушкин зашифровал не весь текст сказки, а только некоторые её фрагменты, касающиеся декабристов. Я не вставил в их содержание ни одного своего слова, тем более не занимался их сочинительством.
В конце своей сказки Пушкин предупреждает государства о самой опасной цели: быть властелином над всеми народами мира. Этот его предупреждение касалось всех, кто будет пытаться стать главным управляющим на нашей планете и будет диктовать всем свою волю. Сам духовный мир природы яростно бунтовал против такого господства:
«Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
Пушкин в качестве примера выбрал Англию. Её стали называть «владычицей морей» после разгрома «Непобедимой армады» Испании в 1588 году. Великобритания не только «правила морями», но и являлась самой крупной колониальной империей за всю историю человечества. Ей прислуживали в то время («были на посылках») около четверти всего населения Земли. Она сотни лет пасла и загоняла в стойла угнетённые народы. А все они вместе представляли самое большое «людское море» в мире.
Пушкин спрогнозировал в сказке крах этой империи, за 150 лет до её исчезновения с географической карты мира (к середине ХХ века). Сейчас она уже не является «владычицей морскою». Великобритания потеряла все свои колонии, которыми прежде владела. Она осталась одна у «разбитого корыта» на своём острове «в Окияне-море», и иногда вспоминает о своём былом величии…
Такова подлинная история России в самом сжатом виде, закодированная Пушкиным для потомков возле «самого синего моря». Наша страна действительно является «самой морской» из всех морских держав мира, если сложить вместе синие цвета всех её морей.
Нашу историю нужно уважать и знать такой, какая она есть. Благодарить наших предков за то, что они оставили нам великую страну, духовно богатую и стойкую к любым испытаниям. У Пушкина имеется прекрасный отзыв о нашей истории. Вот эти строки:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал».
Под этими словами распишется каждый, кто любит нашу родину, гордится её достижениями, и никогда не предаст и не покинет её в тяжёлую минуту ради личной выгоды.