Почему взрослые не помнят, как были детьми?
Новое исследование дает подсказки на этот феномен
Новое исследование Йельского университета проливает свет на феномен детской амнезии — неспособности взрослых вспомнить события первых лет жизни. Традиционно считалось, что это связано с незрелостью гиппокампа, области мозга, ответственной за формирование воспоминаний, который продолжает развиваться в подростковом возрасте. Однако новое исследование опровергает эту гипотезу, показывая, что гиппокамп младенцев способен кодировать воспоминания уже в раннем возрасте.
Ученые провели эксперимент, в котором младенцам в возрасте от четырех месяцев до двух лет показывали новые изображения, а затем проверяли, могут ли они их узнать. Используя функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), исследователи измерили активность гиппокампа младенцев во время просмотра изображений.
Они обнаружили, что чем выше была активность гиппокампа при первом просмотре изображения, тем больше вероятность того, что младенец узнает его позже. Это особенно ярко проявлялось у детей старше 12 месяцев.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Science, свидетельствуют о том, что эпизодические воспоминания — воспоминания о конкретных событиях — могут формироваться уже в младенчестве, задолго до того, как дети начинают говорить. Это открытие ставит под сомнение прежние представления о том, что гиппокамп не способен кодировать воспоминания в раннем возрасте.
Ранее та же исследовательская группа обнаружила, что гиппокамп младенцев уже в три месяца способен к статистическому обучению — извлечению закономерностей из окружающего мира. Этот тип памяти, в отличие от эпизодической, связан с передней частью гиппокампа и развивается раньше. Эпизодическая память, связанная с задней частью гиппокампа, формируется позже, что соответствует потребностям младенцев: сначала они учатся распознавать структуры и закономерности, а затем запоминать конкретные события.
Однако остается вопрос: куда исчезают эти ранние воспоминания? Ученые предполагают, что они могут сохраняться в мозге, но становятся недоступными для извлечения. В текущих исследованиях они проверяют, могут ли дети помнить события, зафиксированные на видео в младенчестве. Предварительные результаты показывают, что такие воспоминания могут сохраняться до дошкольного возраста, но со временем исчезают.
Это исследование не только меняет наше понимание развития памяти, но и открывает новые вопросы о природе воспоминаний. Возможно, ранние воспоминания сохраняются в мозге в какой-то форме, даже если мы не можем их осознанно воспроизвести. Это направление исследований может привести к новым открытиям в области нейробиологии и психологии, включая возможность восстановления утраченных воспоминаний.