Археология

Археологи изучили, как обсидиан формировал экономику и религию ацтеков

От рудников до храмов - обсидиан как ключ к пониманию ацтекского могущества

Новые археологические исследования, проведенные Тулейнским университетом и проектом Proyecto Templo Mayor в Мексике, раскрывают важные аспекты экономических, ритуальных и политических процессов в столице ацтекской империи — Теночтитлане. Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, фокусируется на анализе 788 обсидиановых артефактов, обнаруженных в Темпло Майор — главном храме и церемониальном центре Мексиканской империи (ацтеков).

Источники обсидиана и их значение

Основным источником обсидиана для жителей Теночтитлана было месторождение Сьерра-де-Пачука, известное своим зеленым обсидианом, который высоко ценился за эстетические и символические качества. Этот материал ассоциировался с мифическим городом Толлан и использовался почти исключительно для создания церемониальных предметов, таких как миниатюрное оружие, украшения и инкрустации для скульптур.

Однако исследование выявило, что мешики (ацтеки) также импортировали обсидиан как минимум из семи других регионов, включая территории, находившиеся за пределами их политического контроля, например, из Укарео, принадлежавшего конкурирующему государству Пурепеча (тарасков). Это свидетельствует о том, что экономика ацтеков основывалась не только на военных завоеваниях и даннических отношениях, но и на активной торговле с соседними, в том числе враждебными, государствами.

Различие между ритуальным и бытовым использованием

Анализ показал, что около 90% всех изученных артефактов были изготовлены из обсидиана Сьерра-де-Пачука, что подчеркивает его доминирующую роль в культуре ацтеков. При этом почти все церемониальные предметы происходили именно из этого источника, что указывает на его сакральное значение.

В то же время обсидиан из других мест, таких как Отумба, Тулансинго и Эль-Параисо, чаще использовался для производства утилитарных инструментов и встречался в строительных материалах. Это говорит о том, что повседневный обсидиан мог поступать в город через рыночные сети, тогда как ритуальные материалы, вероятно, находились под более жестким контролем государства.

Эволюция использования обсидиана в имперский период

Исследование также проследило изменения в источниках и использовании обсидиана на протяжении истории Теночтитлана — с момента его основания около 1375 года н. э. до падения в 1520 году.

На ранних этапах существования города наблюдалось большее разнообразие источников обсидиана, что могло быть связано с менее централизованной системой снабжения. Однако после 1430 года, когда ацтеки укрепили свою власть, произошла стандартизация ритуального обсидиана: почти все церемониальные предметы стали изготавливаться из зеленого обсидиана Сьерра-де-Пачука. Это отражает усиление централизованного контроля над религиозными практиками и идеологическую унификацию империи.

Методология и значение исследования

Для анализа артефактов использовался портативный рентгенофлуоресцентный спектрометр (pXRF), который позволил определить геохимический состав обсидиана без повреждения предметов. Это крупнейшее исследование такого рода, проведенное на материалах Темпло Майор.

Работа демонстрирует, как археология может раскрывать сложные экономические и политические механизмы древних обществ. Она подтверждает, что ацтекская империя не только полагалась на военную экспансию, но и активно участвовала в торговых сетях, включая взаимодействие с политическими противниками.

Таким образом, исследование проливает свет на то, как контроль над ресурсами, символические значения материалов и рыночные отношения формировали жизнь одной из величайших столиц доколумбовой Америки.

Поделиться в соцсетях

Источник
Proceedings of the National Academy of Sciences (2025)
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button