Неопределенное будущее Boeing Starliner: год после неудачного полета
Прошел год с момента первого пилотируемого испытания космического корабля Boeing CST-100 Starliner, но его судьба остается под вопросом. Несмотря на успешную стыковку с МКС в июне 2024 года, миссия Crew Flight Test (CFT) выявила серьезные технические проблемы, включая отказы двигателей и утечки гелия. Эти неполадки заставили НАСА отказаться от возвращения корабля с астронавтами на борту, оставив Суни Уильямс и Бутча Уилмора на станции до их возвращения на Crew Dragon в марте 2025 года.
С тех пор НАСА так и не определилось с дальнейшими планами. В заявлении от 6 июня агентство сообщило, что следующий полет Starliner возможен не ранее 2026 года, причем неизвестно, будет ли он пилотируемым или беспилотным. Решение во многом зависит от результатов испытаний двигателей, запланированных на лето 2025 года.
Технические проблемы и задержки
Основные препятствия для сертификации Starliner — это проблемы с двигателями и системами герметизации. В августе 2024 года НАСА приняло решение вернуть корабль без экипажа, что стало серьезным ударом по репутации Боинга. Стив Стич, руководитель программы коммерческих экипажей НАСА, ранее заявлял, что агентство планирует провести дополнительный испытательный полет (с экипажем или без) перед первой штатной миссией Starliner-1. Однако из-за графика посещения МКС и необходимости дополнительных проверок следующий запуск вряд ли состоится раньше конца 2025 года.
Бюджетные ограничения и зависимость от SpaceX
Финансовые трудности могут стать еще одним препятствием для Starliner. Бюджет НАСА на 2026 год предполагает сокращение расходов на эксплуатацию МКС примерно на 25%, что может поставить под угрозу поддержку двух коммерческих кораблей (Crew Dragon и Starliner). Пока НАСА настаивает на необходимости резервного транспортного средства, но если финансирование сократится, агентству придется выбирать.
Зависимость от SpaceX стала особенно очевидной 5 июня, когда Илон Маск в ходе спора с Дональдом Трампом в шутку пригрозил «вывести Dragon из эксплуатации». Хотя угроза была быстро опровергнута, этот эпизод показал, насколько уязвимо НАСА без альтернативы.
Будущее Starliner под вопросом
Боинг хранит молчание о дальнейших планах, хотя слухи о возможном выходе компании из программы циркулируют уже давно. За время разработки Starliner Боинг потерял около $2 млрд из-за перерасхода средств и технических проблем. Новый генеральный директор компании Келли Ортберг в интервью Aviation Week признал, что проблемы с Starliner негативно влияют на репутацию Боинга в космической отрасли.
Окончательное решение о судьбе корабля, вероятно, будет зависеть от бюджетных решений Конгресса в ближайшие месяцы. Если финансирование сократится, НАСА может отказаться от поддержки Starliner, оставив SpaceX единственным перевозчиком астронавтов к МКС. В противном случае Боинг получит шанс исправить ошибки и доказать, что его корабль достоин летать.
Пока же Starliner остается символом амбициозных, но проблемных проектов, судьба которых зависит не только от технологий, но и от политики и денег.