За пределами видимости — раскрытие социального интеллекта бонобо
Способность мысленно следить за близкими, даже когда они вышли из комнаты, кажется нам настолько естественной, что мы редко задумываемся о ее глубине. Это фундамент человеческого социального интеллекта, позволяющий нам управлять сложной паутиной отношений. Долгое время считалось, что такой уровень ментального отслеживания — исключительная прерогатива человека, порожденная необходимостью поддерживать множество социальных связей. Однако новаторское исследование с участием знаменитого бонобо по кличке Канзи бросает вызов этому утверждению, демонстрируя, что наши ближайшие родственники обладают поразительно похожим когнитивным инструментарием для навигации в своем социальном мире, даже полагаясь при этом лишь на голос и память.
Проведенное под руководством Группы по изучению социальных и когнитивных истоков Университета Джонса Хопкинса, это исследование впервые в контролируемых условиях экспериментально подтвердило, что обезьяны могут одновременно мысленно отслеживать местонахождение нескольких знакомых людей, скрытых из виду. Более того, работа раскрыла ранее не изученную способность бонобо безошибочно узнавать своих опекунов только по звуку голоса. Эти открытия не только проливают свет на эволюционные корни человеческого социального познания, но и рисуют картину гораздо более сложного и богатого внутреннего мира животных, чем предполагалось ранее.
Как отметил старший автор исследования Крис Крупенье, интуиция многих приматологов подсказывала, что обезьяны, чья социальная жизнь невероятно насыщенна, должны разделять с нами основы социального интеллекта. Новое исследование предоставляет тому убедительные доказательства. В дикой природе, где бонобо обитают в густых лесах и постоянно теряют сородичей из виду, способность мысленно представлять их местоположение является критически важным адаптивным преимуществом. Лабораторный эксперимент смог смоделировать эту естественную ситуацию в форме игры в прятки.

В ходе экспериментов Канзи, известный своими выдающимися лингвистическими способностями, столкнулся с задачей, где двое его знакомых смотрителей прятались за разными укрытиями. Экспериментатор показывал ему фотографию одного из них и просил указать, где именно спрятался этот человек. Канзи не просто понял задачу, но и стабильно показывал результаты выше случайных, успешно отслеживая местоположение двух людей одновременно. Это прямо указывает на работу рабочей памяти и ментальных репрезентаций, позволяющих ему удерживать в уме невидимые объекты.
Следующий этап был еще более показательным. Сиделки прятались, а затем каждая по очереди произносила: «Привет, Канзи!». Таким образом, обезьяна могла идентифицировать их только по голосу, без визуальных подсказок. После этого, когда экспериментатор показывал фотографию, Канзи все равно мог корректно определить их местоположение. Этот результат особенно важен, так как впервые демонстрирует, что бонобо могут использовать голос как уникальный маркер идентичности и интегрировать эту информацию со зрительным образом человека, создавая единое ментальное представление о конкретном индивиде.
Как подчеркивают авторы, хотя Канзи и допускал ошибки, общая картина ясна: он обладает интегрированной памятью о знакомых людях, которая объединяет их визуальные и вокальные характеристики. Услышав голос, он может мысленно представить лицо, и наоборот. Это говорит о наличии у него сложной семантической сети памяти, очень похожей на человеческую. Команда под руководством ведущего автора Луса Карвахаля пришла к выводу, что подобные когнитивные способности являются общими для человека и его ближайших родственников и, вероятно, имелись у нашего общего предка.
Перспективы дальнейших исследований многообещающи. Ученые планируют выяснить пределы этой способности: сколько особей обезьяна может отслеживать одновременно и как долго сохраняются эти ментальные репрезентации. Эта работа имеет фундаментальное значение не только для понимания того, как работает разум приматов, но и для сохранения этих сложных и находящихся под угрозой исчезновения видов. Как резюмировал Крупенье, изучение многообразного и сложного интеллекта бонобо и шимпанзе необходимо даже в том случае, если мы просто стремимся лучше понять самих себя и эволюционные истоки нашего собственного социального сознания.