Код жестокости: что рассказывают останки жертв войн неолита
Социально-идеологические аспекты насилия в раннеземледельческих обществах по археологическим данным
Принято считать, что суровость доисторических времен определялась прежде всего борьбой с природой — голодом, холодом и хищниками. Однако археологические открытия последних лет все чаще рисуют иную, куда более мрачную картину жизни в эпоху неолита, последнего периода каменного века. За фасадом первых земледельческих общин, воспринимаемых как зародыш будущей цивилизации, скрывается бездна немотивированной жестокости и организованного насилия.
Находки в местах вроде Ахенхайма и Бергхайма на северо-востоке Франции свидетельствуют: Европа пятого тысячелетия до нашей эры была ареной жестоких конфликтов, где практиковались пытки, ритуальные казни и коллективные захоронения с признаками чудовищных надругательств над телами. Эти открытия заставляют пересмотреть наши представления о социальной жизни древних людей и истоки человеческого насилия.
В 2015 году были задокументированы массовые захоронения, содержащие останки людей с отрубленными конечностями, на которых были обнаружены следы жестокости, явно превосходящей необходимое для простого убийства. Это породило ключевой вопрос: кем были эти несчастные — изгоями своей собственной общины, ритуальными жертвами или жертвами военных столкновений?

Чтобы дать окончательный ответ, международная группа исследователей провела комплексный изотопный анализ образцов зубов и костей 82 индивидов из двух указанных локаций (датируемых периодом от 6300 до 6150 лет назад), сравнив данные между жертвами, подвергшимися пыткам, и теми, кто был похоронен обычным, нетронутым образом.
Этот научный подход позволил реконструировать диету, модели мобильности и историю жизни исследуемых индивидов. Анализ выявил резкое и категорическое различие между двумя группами. Жертвы, чьи тела были изувечены, демонстрировали иную изотопную сигнатуру, указывающую на существенно отличный рацион питания, иные культурные практики и, что важно, признаки миграции в детском возрасте. Это стало убедительным доказательством того, что эти люди не были местными жителями. Они, вероятно, принадлежали к группам вторгшихся племен или враждебных общин, что и предопределило их страшную участь.
На основе этих данных авторы исследования, опубликованного в журнале Science Advances, пришли к выводу, что наиболее вероятным сценарием является военный конфликт. Отрубленные конечности, по их мнению, служили трофеями, которые победители приносили в свою деревню в качестве доказательства своего триумфа. Эта практика, при которой голова и руки были наиболее распространенными трофеями в археологической летописи, делает данное место одним из самых ранних и хорошо документированных примеров празднования военной победы в доисторической Европе.
Ученые углубляются в социально-психологические механизмы, позволившие такое насилие. Они выдвигают гипотезу, что жестокость не просто сопровождала конфликт, но и была инструментом укрепления власти и социальной сплоченности. Демонстрация трофеев и совершение ритуализированного надругательства над телами врагов, вероятно, служило целям легитимации власти новой элиты через демонстрацию силы и беспощадности. Этот террор был призван не только запугать внешних врагов, но и утвердить новый порядок внутри собственного сообщества.
Ключевым элементом для осуществления этой практики стала идеологическая дегуманизация противника, его превращение в «другого», порочного и несущего угрозу. Такой нарратив создавал моральные условия, при которых жестокость воспринималась не как преступление, а как необходимое возмездие и акт защиты общины. Этот комплексный анализ показывает, что насилие в неолите было не слепой яростью, а изощренным социальным и идеологическим инструментом, глубоко интегрированным в структуру зарождающихся обществ.