Открыто ассоциативное обучение у актиний вида Nematostella vectensis
Биологи из Швейцарии и Испании обнаружили, что один из видов Cnidaria способен к ассоциативному обучению. Они опубликовали свое исследование в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Способность к обучению и формированию воспоминаний позволяет животным адаптировать свое поведение на основе предыдущего опыта.
Об ассоциативном обучении впервые сообщил русский ученый, физиолог Иван Павлов, чьи эксперименты с собаками показали, что у них будет выделяться слюна и желудочный сок при определенном звуке, когда их дрессируют вкусными угощениями.
Такое обучение состоит из двух частей: памяти и своего рода ответной обработки.
Ассоциативное обучение было обнаружено у всех видов существ, но исследователи предположили, что минимальным системным требованием является мозг.
В новом исследовании ученые задались вопросом, действительно ли мозг необходим. Они отмечают, что существа типа Cnidaria (стрекающие или книдарии) не имеют мозга.
У них есть сеть нервов, но нет известного органа, который обрабатывает нейронную активность.
Чтобы выяснить, способны ли такие существа к ассоциативному обучению, исследователи решили сосредоточиться на морских анемонах-звездочках (актинии) — морских существах с органами, реагирующими на свет, и втягивающимися щупальцами, реагирующими на раздражители.
Исследовательская группа собрала несколько образцов Nematostella vectensis и принесла их в свою лабораторию для изучения. Каждый был подвергнут яркому свету и/или удару током.
Некоторые анемоны были подвергнуты воздействию света и электрического тока одновременно, в то время как другие получили их независимо от времени.
Со временем анемоны, получавшие одновременно свет и шок, научились ассоциировать их как единое событие и отвечали тем же. Это было продемонстрировано включением света без применения электрического тока, чтобы посмотреть, втянет ли анемон свои щупальца в любом случае.
Исследовательская группа обнаружила, что 72% из них это сделали, показывая, что существо было способно помнить, что удары тока приходят с внезапными вспышками света, а затем реагировать, как обычно, на удар — втягивая свои щупальца.