Биологический словарь
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
одно из основных понятий в теории эволюции Ч. Дарвина, к-рое он употреблял для обозначения всей совокупности отношений между особями и разл. факторами внеш. среды. Эти отношения определяют успех или неудачу данной особи в выживании и оставлении потомства и включают внутривидовую и межвидовую конкуренцию, а также отношения хищник — жертва, взаимодействие организмов с абиотич. факторами внеш. среды и др. По Дарвину, Б. за с.— результат, с одной стороны, тенденции организмов к безграничному размножению, с другой — ограниченности природных ресурсов, необходимых для существования особей данного вида. Термин «Б за с.» Дарвин предлагал понимать в широком и метафорич. смысле: словом -«борьба» он обозначал не столько борьбу, как таковую, сколько конкуренцию, а словом «существование» — не только сохранение жизни данной особи, но и её успех в оставлении потомства.
Важнейшей формой Б. за с. Дарвин считал внутривидовую конкуренцию, поскольку особи одного вида обладают сходными жизненными потребностями. Б. за с. приводит к элиминации значит, кол-ва особей вида в каждом поколении и дифференцированному участию особей в размножении. Результатом Б. за с. на основе наследств, изменчивости организмов является естественный отбор. По совр. представлениям, перенаселение не является необходимым условием Б. за с. (хотя и обостряет последнюю). Внутривидовая конкуренция и внутривидовая взаимопомощь — категории не взаимоисключающие: отношения взаимопомощи при определённых формах использования организмами ресурсов внеш. среды благоприятствуют выживанию отд. особей и повышают приспособленность вида, но они не снимают пассивной конкуренции между особями. Различия последних определяют разную степень их приспособленности и разные возможности выживания в Б. за с. с абиотич. факторами внеш. среды и организмами др. видов. Т. н. социальный дарвинизм пытался использовать концепцию Б. за с. для объяснения и оправдания противоречий и конфликтов в человеческом обществе, имеющих классовую природу. Такой перенос биол. понятия в область классовых взаимоотношений неправомерен, т. к. полностью игнорирует закономерности социального развития человеческого общества.
одно из основных понятий в теории эволюции Ч. Дарвина, к-рое он употреблял для обозначения всей совокупности отношений между особями и разл. факторами внеш. среды. Эти отношения определяют успех или неудачу данной особи в выживании и оставлении потомства и включают внутривидовую и межвидовую конкуренцию, а также отношения хищник — жертва, взаимодействие организмов с абиотич. факторами внеш. среды и др. По Дарвину, Б. за с.— результат, с одной стороны, тенденции организмов к безграничному размножению, с другой — ограниченности природных ресурсов, необходимых для существования особей данного вида. Термин «Б за с.» Дарвин предлагал понимать в широком и метафорич. смысле: словом -«борьба» он обозначал не столько борьбу, как таковую, сколько конкуренцию, а словом «существование» — не только сохранение жизни данной особи, но и её успех в оставлении потомства.
Важнейшей формой Б. за с. Дарвин считал внутривидовую конкуренцию, поскольку особи одного вида обладают сходными жизненными потребностями. Б. за с. приводит к элиминации значит, кол-ва особей вида в каждом поколении и дифференцированному участию особей в размножении. Результатом Б. за с. на основе наследств, изменчивости организмов является естественный отбор. По совр. представлениям, перенаселение не является необходимым условием Б. за с. (хотя и обостряет последнюю). Внутривидовая конкуренция и внутривидовая взаимопомощь — категории не взаимоисключающие: отношения взаимопомощи при определённых формах использования организмами ресурсов внеш. среды благоприятствуют выживанию отд. особей и повышают приспособленность вида, но они не снимают пассивной конкуренции между особями. Различия последних определяют разную степень их приспособленности и разные возможности выживания в Б. за с. с абиотич. факторами внеш. среды и организмами др. видов. Т. н. социальный дарвинизм пытался использовать концепцию Б. за с. для объяснения и оправдания противоречий и конфликтов в человеческом обществе, имеющих классовую природу. Такой перенос биол. понятия в область классовых взаимоотношений неправомерен, т. к. полностью игнорирует закономерности социального развития человеческого общества.
.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)