Бритва Оккама необходима для отделения науки от суеверий
Бритва Оккама – принцип, согласно которому, сталкиваясь с конкурирующими объяснениями, мы должны выбирать самое простое, которое соответствует фактам.
Бритва Оккама – изящный принцип решения проблем, который часто приписывают средневековому монаху-францисканцу – это не просто инструмент, который мы все должны использовать, это сердце самой науки и ценное средство для отделения научных идей от суеверий, лженауки или фейковых новостей, согласно недавней статье известного профессора молекулярной генетики Джонджо Макфаддена.
Ответ прост
То, что стало известно как бритва Оккама, было прославлено Уильямом Оккамом, философом и теологом, жившим в Англии в 14 веке. Некоторые аспекты этой идеи уже были сформулированы гораздо более ранними мыслителями, но версия Оккама — это та версия, которую мы знаем сегодня.
Бритва Оккама — это, по сути, идея о том, что, имея дело с конкурирующими объяснениями одной и той же гипотезы, мы должны выбирать то, которое требует меньшего количества предположений.
Обычно ее формулируют так: «Самое простое решение обычно является лучшим», но хотя это и соответствует исходной точке Оккама, эта популярная версия не совсем точна. Но, по сути, это можно представить на следующем примере:
Если вы идете по улице и слышите позади себя стук лошадиных копыт, что, скорее всего, это будет: лошадь или зебра? Конечно, есть определенные географические места, где последнее может быть более возможным, но в большинстве случаев безопаснее предположить, что лошадь идет за вами.
Например, если вы живете в Лондоне и считаете, что позади вас может быть зебра, ваше предположение потребует от вас объяснения, почему полосатое африканское млекопитающее бежит по оживленному городу. Как оно туда попало? Почему никто его не остановил?
Если вы думаете о лошади, вам понадобится меньше предположений, чтобы гипотеза подтвердилась. Появление бродячей лошади в городе маловероятно, но полицейская лошадь более вероятна, и она является особенностью лондонской полицейской службы.
Этот образ мышления не предназначен для того, чтобы сказать, что зебра в Лондоне невозможна, просто это маловероятно. Но вы могли бы заменить зебру единорогом, и для объяснения ее присутствия в Лондоне потребовалось бы еще больше шагов, которые, как мы знаем, невозможны, чтобы прийти к единорогу.
Сейчас это так же важно, как и когда-либо
Для Уильяма Оккама этот принцип был полезным способом различать вероятные и маловероятные объяснения, а позже был принят в качестве признака рационального мышления такими людьми, как Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон.
И сегодня это так же важно, как и когда-либо, утверждает профессор Джонджо Макфадден в своей новой статье.
«Что такое наука?», — задается вопросом профессор Макфадден. «Рост таких проблем, как неуверенность в вакцинации, климатический скептицизм, альтернативная медицина и мистицизм, демонстрирует значительный уровень недоверия или непонимания науки среди широкой общественности».
«Часть проблемы в том, что большинство людей, даже большинство ученых, не имеют четкого представления о том, чем на самом деле занимается наука».
По мнению Макфаддена, сторонники суеверных идей или теорий заговора противостоят бритве Оккама, создавая все более и более сложные предположения, чтобы их объяснения были верными, но научное мышление ищет более простые ответы.
«В то время как практикующие мистицизм, альтернативную медицину, лженауку или фейковые новости могут изобретать духов, заговоры, демонов или Элвиса на Луне, чтобы разобраться в своем мире, ученые всегда найдут самое простое решение даже для самых сложных проблем. В этом красота бритвы Оккама», — добавляет Джонджо Макфадден.
Частично проблема заключается в том, что в большинстве образовательных систем наука преподается недостаточно хорошо. Часто ее представляют просто как «набор неясных теорий и сложных уравнений», который, как объяснил Макфадден, «может ошеломить студентов, оттолкнув их от науки».
«Однако представление науки как метода поиска простых объяснений сложностей нашего мира с использованием экспериментов, математики и логики может сделать ее доступной для всех».
Статья была опубликована в журнале Annals.