Десятичная точка использовалась на 150 лет раньше, чем считали историки
Джованни Бьянкини изобрел систему десятичных дробей в 1440-х годах.
Историк математики из Университета Тринити-Вестер в Канаде обнаружил, что десятичная точка использовалась венецианским купцом за 150 лет до ее первого известного использования немецким математиком Христофором Клавиусом.
В своей статье, опубликованной в журнале Historia Mathematica, Глен Ван Браммелен описывает, как он нашел доказательства использования десятичных чисел в книге под названием «Табулы» (Tabulae), и их значение для истории математики.
Изобретение десятичной точки привело к развитию десятичной системы, что, в свою очередь, облегчило людям, работающим в различных областях, вычисление нецелых чисел (дробей) так же легко, как и целых чисел.
До этого самое раннее известное использование десятичной точки было отмечено у немецкого математика и астронома Христофора Клавиуса (Christophorus Clavius) при создании астрономических таблиц — полученная в результате работа была опубликована в 1593 году.
Новое открытие было сделано в части рукописи, написанной Джованни Бьянкини в 1440-х годах: Глен Ван Браммелен обсуждал с коллегой часть тригонометрических таблиц, когда заметил, что некоторые числа содержат точку в середине.
Одним из примеров было 10,4, которое Бьянкини затем умножил на 8 так же, как это делается в современной математике. Открытие показывает, что десятичная точка для обозначения нецелых чисел появилась примерно на 150 лет раньше, чем считали историки математики.
Джованни Бьянкини много лет работал торговцем в Венеции, прежде чем был назначен на административную должность в крупном поместье, принадлежавшем могущественной семье д’Эсте. На этой должности он управлял активами и инвестициями, что дало ему хороший математический опыт. Он также публиковал тексты по астрономии, продемонстрировав свою способность составлять графики движения планет и предсказывать, когда произойдет затмение.
Это открытие предполагает, что Джованни Бьянкини сыграл более важную роль в развитии основ математики, чем считалось ранее.
Глен Ван Браммелен отмечает, что, будучи торговцем, Бьянкини много путешествовал, в том числе на Ближний Восток, где разрабатывались математические концепции, что, возможно, повлияло на его использование нецелых чисел и способы их более легкого представления.