АнтропологияПопулярная наука

Если эволюция работает, то почему обезьяны не эволюционируют в человека?

Биологи-эволюционисты часто сталкиваются с вопросом: «Если люди произошли от обезьян, то почему обезьяны все еще существуют?» С другой стороны, можно задаться вопросом, почему сейчас никто не появляется от обезьян и почему в мире нет полушимпанзе-полулюдей, демонстрирующих переход от примитивных человекообразных обезьян к Homo sapiens?

Однако эти вопросы наполнены множеством предположений и неправильных представлений о том, как работает эволюция.

Ключ в том, чтобы понять, что эволюция не является линейной. Всем хорошо известный рисунок сгорбленного шимпанзе рядом с прямоходящей обезьяной, за которой следует человек с копьем, — очень обманчивый взгляд на ситуацию.

Лучший способ думать об эволюции — особенно об эволюции человека — состоит в том, что мы двоюродные братья шимпанзе и других человекообразных обезьян, а не прямые потомки.

На Древе Жизни наша ветвь была отделена от шимпанзе на протяжении миллионов лет — мы не эволюционировали напрямую от шимпанзе по прямолинейному пути, как и ни от каких других вымерших человекообразных обезьян или обезьян, живущих сегодня.

Вместо этого люди и шимпанзе произошли от общего предка, который жил около 6-7 миллионов лет назад. Этот ныне вымерший предок медленно эволюционировал с течением времени в ответ на различные воздействия и в конечном итоге дал начало двум видам, которые мы определяем как Homo sapiens и Pan troglodytes (обыкновенный шимпанзе).

К сожалению, убедительные физические останки окончательного последнего общего предка так и не были обнаружены, поскольку летопись окаменелостей фрагментарна (это относится ко всей жизни на Земле). Однако мы знаем, что он существовал, поскольку у людей и шимпанзе ДНК совпадает на 98,8%.

Эти две ветви — человек и шимпанзе — больше похожи на подветви, соединенные с другой ветвью, от которой отходят другие подветви, обозначающие других человекообразных обезьян, также известных как гоминиды, такие как бонобо, гориллы и орангутаны. У основания этой ветви мы можем найти еще одного общего предка, который связывает нас с остальной частью семейства обезьян (изображение ниже).

эволюционное дерево
Эволюционное дерево человека и человекообразных обезьян.

Если мы еще больше уменьшим масштаб этого изображения генеалогического древа, мы обнаружим, что ветвь обезьяны в конечном итоге встречается с другой отдельной ветвью, что означает общего предка с обезьянами.

Раскол между человекообразными и мартышками уходит еще дальше, примерно на 25–30 миллионов лет назад. То есть за ​​миллионы лет вымерший общий предок в основании ветви эволюционировал, чтобы дать начало множеству различных видов.

Есть еще один полезный способ ответить на этот вопрос  — отрывок из статьи, опубликованной в журнале Evolution в 2010 году:

Чего не хватает в этом взгляде на эволюцию, так это решающей роли ветвления в создании древа жизни. Возможно, самый простой способ представить более точную модель взаимоотношений современных видов — это провести аналогию с человеческими семейными категориями, особенно с «кузенами». Люди часто не осознают, что в их собственных семьях есть два класса родственников: прямые и боковые.

Прогрессивная, ступенчатая модель эволюции выделяет только прямых родственников: бабушек и дедушек, родителей, детей, внуков и т. д. Однако боковые родственники, такие как двоюродные братья, тети, племянники и т. д., также являются членами семьи. В любой большой (расширенной) семье вполне вероятно, что большинство родственников будут боковыми, а не прямыми. Так же и в расширенной семье всех живых существ.

То, что люди произошли от обезьян, а обезьяны произошли от обезьян, не более правильно, чем то, что вы произошли от своих братьев и сестер, которые, в свою очередь, произошли от ваших двоюродных братьев. Никто не спросит: «Если вы произошли от своего двоюродного брата, почему он все еще здесь?». Вопрос «если люди произошли от обезьян, почему обезьяны все еще существуют?» одинаково абсурден для биолога-эволюциониста.

Дополнительно
Evolution: Education and Outreach
Показать больше
Back to top button