БиологияПалеонтология

Гигантские аисты-марабу жили рядом с загадочными людьми Homo floresiensis

Более 50 000 лет назад Leptoptilos robustus — вымерший вид крупнотелого аиста ростом около 1,8 м — сосуществовал с таинственными миниатюрными родственниками человека Homo floresiensis, карликовыми хоботными животными Stegodon florensis insularis, комодскими варанами ( Varanus komodoensis ) и грифами Trigonoceps на индонезийском острове Флорес. Ранее палеонтологи считали, что Leptoptilos robustus произошел от более мелкого предка и, возможно, был нелетающим. Согласно новым исследованиям, доисторическая птица была способна к активному полету.

Leptoptilos — род очень крупных тропических аистов, состоящий из трех ныне живущих и почти десяти вымерших видов.

Один из вымерших представителей рода, Leptoptilos robustus, обитал на Флоресе — океаническом острове, входящем в биогеографическую область Уоллеса — в эпоху плейстоцена.

Эта птица была впервые описана в 2010 году на основании четырех костей, найденных в известняковой пещере Лян Буа.

По оценкам, она весила примерно 16 кг, больше, чем любой из ныне живущих видов Leptoptilos.

Предыдущие исследования показали, что Leptoptilos robustus произошел от более мелкого предка среднего плейстоцена и, возможно, был нелетающим.

«Вымершие гигантские аисты марабу были широко распространены в континентальной Африке и Евразии в плио-плейстоцене», — говорят исследователи.

«Из них Leptoptilos falconeri наиболее известен благодаря окаменелостям этого вида, обнаруженным на участках в Африке и Евразии».

Относительно более молодые источники в северо-восточном Китае и на Яве хранят свидетельства существования Leptoptilos lüi (260 000 лет назад) и Leptoptilos titan (поздний плейстоцен) соответственно.

В некоторых случаях эти гигантские плотоядные птицы были обнаружены вместе с хоботными, стервятниками и даже гомининами, что позволяет предположить возможные симбиотические отношения между этими видами.

Появление и расширение пастбищ в Восточной Африке в позднем плиоцене, вероятно, способствовало расселению крупных видов млекопитающих из Африки в Азию (и наоборот), а затем в течение плейстоцена из материковой Азии в Юго-Восточную Азию.

Как падальщики, гигантские аисты марабу и стервятники почти наверняка также рассеялись бы вместе со своими основными источниками пищи (то есть тушами крупных млекопитающих).

К этой истории добавляется еще один вымерший вид гигантского аиста марабу, Leptoptilos robustus, обнаруженный на индонезийском острове Флорес, океаническом острове, который никогда не был связан ни с азиатскими, ни с австралийскими континентальными массивами.

В новом исследовании ученые изучили 21 дополнительный элемент скелета Leptoptilos robustus из пещеры Лян Буа.

«Хотя элементы Leptoptilos robustus чрезвычайно редки в Лян-Буа, составляя менее 1% от общей фауны, вместе эти останки представляют собой один из лучших в мире образцов вымершего гигантского вида аистов марабу», — сказали исследователи.

«С его тенистыми лесами и повторяющимися водными бассейнами (из-за частых наводнений из-за близлежащей реки Вае-Раканг) Лян-Буа, вероятно, был удобным убежищем от жары для местной дикой природы», — добавили они.

«Такой защищённый водопой предоставил бы достаточно возможностей для охоты комодским варанам, аистам марабу, грифам и Homo floresiensis».

Фрагментарный характер сообщества предполагает, что между этими различными видами могла быть острая конкуренция за доступ к тушам Stegodon.

«Тем не менее, останки Leptoptilos robustus до сих пор не показывают никаких признаков ни следов зубов дракона Комодо, ни охоты гоминидов» — говорят ученые.

Авторы обнаружили, что кости крыльев Leptoptilos robustus были хорошо развиты, и этот вид почти наверняка был способен к активному полету.

«Близкая связь гигантских аистов-марабу с гоминидами, хоботными и даже грифами на участках в Кении, Чаде и Эфиопии, северо-восточном Китае, Яве и Флоресе предполагает, что расселение этих птиц на островах Юго-Восточной Азии, вероятно, произошло как часть более крупного масштабного рассредоточения фаунистических сообществ, связанное с распространением более сухих саванноподобных экосистем в плейстоцене», — сказали они.

Будущие находки останков гигантского аиста марабу и стервятника в сочетании с останками гоминидов и хоботных из региона подтвердят такой сценарий, как и их отсутствие на островах, никогда не колонизированных хоботными и/или гоминидами, отличными от Homo sapiens (например, Тимор).

«Поскольку останки Leptoptilos titan и Leptoptilos robustus, по-видимому, являются самыми последними представителями этих когда-то многочисленных гигантских аистов марабу, остров Юго-Восточной Азии, вероятно, служил убежищем для последних выживших представителей этих загадочных птиц».

Результаты были опубликованы в июльском номере журнала Royal Society Open Science.

Показать больше
Back to top button