Графитовые стены и лимонные капители
В СПбГУ рассказали об изначальном облике дворца Меншикова.
Реставраторы, работающие в здании Первого кадетского корпуса, смогли по фрагментам штукатурки определить, какого цвета Меншиковский дворец был в начале XVIII века: графитово-серые стены, белые пилястры и светло-желтые капители. О том, какие еще тайны открылись специалистам во время реставрации, а также какие уникальные вещи там смогли найти археологи, рассказали на открытой лекции в СПбГУ.
Облик трехсотлетнего фасада
На реставрацию западного крыла дворцового комплекса — от дворца Меншикова до Наугольных палат по Университетской набережной — Санкт-Петербургский государственный университет в 2018 году получил 600 миллионов рублей. До того, как здания передали СПбГУ, в этих стенах долгое время располагалась Военная академия тыла и транспорта. Никто из экспертов не предполагал, что помещения сохранят столько уникальных свидетельств XVIII века, в первую очередь архитектурных. Многие из них оказались надежно замурованы под строительными материалами.
«Дело в том, что все западное крыло комплекса было пристроено к Меншиковскому дворцу без собственной стены, — рассказала главный архитектор проекта по реставрации архитектурного бюро «Студия 44» Наталья Широкова. — Оказалось, что в стыке между пристроенной стеной и стеной фасада полностью сохранилась часть карниза, которая была выполнена до 1720 года и которую никто не трогал. На западной стене дворца, включенной в объем примыкающих интерьеров, мы нашли единственную сохранившуюся каменную капитель на начало XVIII века — она светло-желтого цвета, а также слои фасадной штукатурки с многослойной окраской. Хотя о том, что Меншиковский дворец когда-то был серого цвета, было известно, никто не знал, какой именно это был оттенок. Мы сделали расчистки и увидели достаточно мрачный асфальтовый цвет. Но представьте: темно-серые стены дворца, белые наличники, тяги и пилястры с капителями из светло-желтого доломита. И все это отражается в темно-свинцовых водах Невы. Насколько это выглядело парадно и контрастно».
Архитекторам также удалось восстановить первоначальный контур здания, увидеть проведенные перепланировки, найти уникальные элементы фасада. Еще одна интересная находка — это цвета интерьеров на начало XIX века: реставраторы вскрыли утеплитель, вопреки всем правилам установленный внутри здания, за которым скрывались прекрасно сохранившиеся яркие стены.
Они отдали образцы на анализ и выявили несколько цветов окраски, среди которых: «Горная лазурь», «Поль-Веронезе» (парижская зеленая), «Массикот» (желтый сурик). Засыпку утеплителя, который отлично выполнял свои функции около 200 лет, тоже отдали на исследование, чтобы понять, что же входит в ее состав.
От деревянных ложек до игральных карт
Архитектурные открытия — далеко не всё: археологи нашли здесь уже более тысячи уникальных артефактов XVIII века: рукописные документы, монеты, обувь, фрагменты посуды и керамики, парики и многое другое.
Дело в том, что в мае 2019 года к работе подключились эксперты из лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия имени Г. С. Лебедева СПбГУ. Часть из обнаруженных ценностей гостям Университета представили на выставке в холле перед Актовым залом здания Двенадцати коллегий, но самые ценные из них все еще изучают исследователи.
«Среди стеклянной посуды можно выделить находку фрагментов стакана прозрачного стекла с цветной надписью на немецком Vivat liber bru… (последнее слово непонятно), — рассказывает научный сотрудник лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Г. С. Лебедева СПбГУ Илья Федоров. — Аналогия этому, явно штучному предмету была найдена на раскопках в Петропавловской крепости: найденный там похожий стакан содержал надпись «Виват, царевич! Виват, Петр Алексеевич»». Словом, экспертам только предстоит выяснить, чье же имя зашифровано на бокале из Кадетского корпуса.
Сургучные печати, игральные карты, деревянные ложки, фрагменты бутылок от сельтерской минеральной воды и, что интересно, даже подделки под них — все это и многое другое удалось извлечь из пыли, которой были заполнены пазухи сводов второго этажа.
К тому же здесь обнаружили огромное количество прекрасно сохранившихся документов: хозяйственные описи, рапорты, увольнительные, ведомости с оценками, кадетские изложения, даже любовные записки. Среди подобных находок, например, прописи, подписанные кадетом Багговутом, — видимо, они принадлежали одному из известных русских генералов, братьев Александру или Карлу Багговуту, которые учились в кадетском корпусе.
Сохраняя историю
Эксперты отметили важную роль заказчика реставрационных и ремонтных работ — Санкт-Петербургского университета, без которого вряд ли все эти ценности были бы найдены и должным образом сохранены.
Например, во время перепланировки, которую проводили еще в конце XIX века, в одном из помещений были срезаны несущие балки. Спустя столетие опорные конструкции сместились, а к 2011 году, когда Кадетский корпус передали СПбГУ, часть здания оказалась под угрозой обрушения. К счастью, здесь нельзя было сразу вести занятия для студентов, поэтому проблему вовремя заметили.
«Мы понимаем, что таких домов, настоящих домов Петровской эпохи, больше не осталось, — рассказал главный архитектор проекта архитектурного бюро «Студия 44» Виталий Антипин. — Большой неожиданностью для нас оказалась высокая сохранность тела объекта XVIII века — около 70 %. Никто и не мог предположить, что в здании, где постоянно пребывали военные учреждения, беспрерывно шла какая-то хозяйственная жизнь, с конца 30-х годов XVIII века до нашего времени сохранился такой огромный массив и архитектурных деталей, и археологических предметов».
В феврале, ко дню рождения СПбГУ, планируется дополнить выставку уникальных находок из Кадетского корпуса и представить ее жителям Петербурга.