«Гражданские ученые» отслеживают излучение через семь лет после Фукусимы
Под элегантными изгибами крыши в буддийском храме Сейринджи в районе Фукусимы в Японии висит необычное украшение: счетчик Гейгера, собирающий в режиме реального времени радиационные показания.
Аппарат отправляет данные на Safecast, сайт неправительственной организации, родившейся после ядерной катастрофы в Фукусиме 11 марта 2011 года, в котором говорится, что теперь они создали самый большой в мире набор данных о радиации благодаря усилиям граждан, таких как священник Сейринджи Садамару Окано.
Как и многие японцы, Окано потерял веру в правительство после ядерного кризиса семь лет назад.
«Правительство не сообщило нам правду, они не сказали нам истинных причин и последствий», — сказал он AFP, сидя в 150-летнем храме.
Окано был в лучшем положении, чем большинство, чтобы усомниться в правительственной линии, проявив любительский интерес к ядерной технологии два десятилетия назад, узнав о катастрофе на Чернобыльской АЭС. Он начал измерять местные уровни радиации еще в 2007 году, поэтому, когда произошло бедствие, у него уже были базовые данные.
«Показания были такими высокими … в 50 раз превышающими естественное излучение», — сказал он о данных после бедствия. «Я был поражен … в новостях нам говорили, что ничего не было, администрация говорила нам, что не о чем беспокоиться».
Этот недостаток достоверной информации был источником для появления Safecast, сказал соучредитель Питер Франкен, который был в Токио вместе со своей семьей, когда случилась катастрофа на Фукусиме.
У Франкена и нескольких друзей была идея собрать данные, присоединив счетчики Гейгера к автомобилям.
«Подобно тому, как Google делает проект «Street View», мы могли бы сделать что-то для радиации таким же образом», — сказал он.
«Единственная проблема заключалась в том, что системы для этого не существовало, и единственный способ решить эту проблему состоял в том, чтобы создать ее самостоятельно. Так мы и сделали».
В течение недели группа начала получать показания, которые означали, что 20-километровая (12-мильная) зона отчуждения, объявленная вокруг электростанции Фукусима, зачастую была бесполезна, говорит Питер Франкен.
«В некоторых случаях эвакуированные были отправлены из районов с более низким излучением в районы с более высокой радиацией», — сказал он. Зона была в конечном итоге изменена, но для многих местных жителей было слишком поздно восстанавливать доверие к правительству.
Окано эвакуировал свою мать, жену и сына, пока он оставался со своей паствой. Но год спустя, основываясь на собственных знаниях и усилиях по обеззараживанию, он вернул их.
Он узнал об усилиях Safecast и в 2013 году установил один из статических счетчиков на своем храме, отчасти, чтобы помочь успокоить посетителей храма.
«Я сказал им: мы ежедневно измеряем радиацию … поэтому, если вы зайдете на веб-сайт (Safecast), вы можете проверить, безопасно ли интересующее вас место или нет».
Норио Ватанабе, учитель из города Корияма, является добровольцем Safecast с 2011 года и имеет мобильный счетчик Гейгера в своем автомобиле.
В дни после катастрофы жители из Фукусимы эвакуировались в Корияму, которая находилась за пределами зоны эвакуации, и он тогда предположил, что его город в безопасности.
«Но после того, как я начал делать измерения, я понял, что здесь существует высокий уровень риска», — сказал он.
Ватанабе отослал своих детей, но остался в городе, чтобы ухаживать за своей матерью — решение, которое, по его мнению, могло повлиять на то, что ему поставили диагноз в 2015 году — рак щитовидной железы.
«Как ученый, я думаю, что вероятность того, что это было вызвано несчастным случаем Фукусимы, может составлять 50-50, но в моем сердце, я думаю, что это, вероятно, и есть причина», — сказал он.
Его щитовидная железа была удалена, и теперь он относительно здоров, но Ватанабе беспокоится о своих учениках, за которых он боится. «Если не будет таких людей, как я, которые будут следить за уровнями радиации, все это будет забыто».
В настоящее время Safecast насчитывает около 3000 устройств по всему миру и данные из 90 стран. Его счетчики поставляются в виде набора, который добровольцы могут покупать через третьих лиц и собираться дома.
Питер Франкен говорит, что данные Safecast в основном подтверждают официальные измерения, но дают показания, которые более актуальны для жизни обыкновенных людей.
«Наши волонтеры решают измерить уровень там, где находятся их школы, где их рабочие места, где находятся их дома».