Исследование с младенцами предполагает, что язык не нужен для умственной способности
Группа ученых из Испании, Венгрии и Польши обнаружила в исследовании с младенцами, что язык не может быть необходимостью для способности рассуждать. В своей статье, опубликованной в журнале Science, группа описывает свое исследование и то, что они нашли, а также предлагает некоторые мнения о том, как их выводы могут быть использованы для лучшего понимания способности рассуждать.
В течение многих лет ученые-когнитивисты в целом соглашались с тем, что язык необходим для рассуждений — например, чтобы понять смысл какой-либо сцены, человек может говорить об этом в своем уме. Но на самом деле это может быть не так, как показали ученые в новом исследовании.
Они взяли две группы добровольцев, состоящие из детей в возрасте 12 и 19 месяцев. Каждый из маленьких детей смотрел видео-фрагменты, некоторые из них, казалось, имели логический смысл, а другие-нет. Исследователи наблюдали реакции участников.
В клипах показывали анимированные персонажи — изначально их было двое, таких как динозавр и цветок. Затем символы скрывали за темным экраном, а чашка вычерпывала одного из персонажей. Затем темный экран исчезал, показывая второй символ. Иногда это был ожидаемый второй символ, но иногда это не так — это мог быть второй экземпляр первого символа или другого персонажа вообще.
Реконструкция части типовой экспериментальной сессии. 12-месячный ребенок смотрит фильм с с невозможным исходом. Видео было записано инфракрасным светом. Мерцание видео соответствует частоте кадров глазного трекера, который также отслеживает глаза ребенка с помощью инфракрасных лучей с низким уровнем излучения. Видео: Ana Martín, Luca L. Bonatti & Nicolò Cesana Arlotti
Чтобы судить о том, пытались ли дети понять сцену перед ними, исследователи следили за их глазным фокусом — дети, которые путаются, как правило, смотрят дольше.
Исследователи сообщают, что дети, действительно, больше сосредоточились на втором персонаже, когда он было не тот, которого они ожидали увидеть. Это пример, утверждают исследователи, доказательства рассуждений.
Они отмечают, что помимо предоставления доказательств того, что язык не обязательно требуется для обоснования, тест, который они разработали, потенциально может заключаться в проверке на когнитивное отклонение у младенцев.
Пример анимации, используемой в эксперименте 1, где происходит ожидаемый результат. Видео: Ana Martín, Luca L. Bonatti & Nicolò Cesana Arlotti
Пример анимации, используемой в эксперименте 2, где происходит неожиданный результат. Видео: Ana Martín, Luca L. Bonatti & Nicolò Cesana Arlotti
Пример анимации, используемой в эксперименте 4, где происходит неожиданный результат. Видео: Ana Martín, Luca L. Bonatti & Nicolò Cesana Arlotti
Резюме: Младенцы способны воспринимать гипотезы о сложных событиях и рационально изменять их, когда сталкиваются с противоречивыми доказательствами. Эти возможности позволяют предположить, что младенцы могут использовать элементарные логические представления для формирования и сокращения гипотез. Представляя сцены, содержащие двусмысленности относительно идентичности объекта, здесь мы показываем, что 12-и 19-месячные младенцы дольше смотрят на результаты, которые несовместимы с логическим выводом, необходимым для устранения таких двусмысленностей.
В момент непонятного исхода зрачки детей расширялись, и их глаза двигались к неоднозначному объекту, в отличие от понятных сцен, не требующих выводов для идентификации объекта. Эти глазодвигательные маркеры предполагают, что интуитивные и стабильные логические структуры, участвующие в интерпретации динамических сцен, могут быть частью ткани человеческого разума.
Больше информации: Nicoló Cesana-Arlotti et al. Precursors of logical reasoning in preverbal human infants, Science(2018). DOI: 10.1126/science.aao3539