Астрономия и космос

Телескоп Джеймс Уэбб исследуют молекулярные потоки сливающейся галактики NGC 3256

С помощью космического телескопа Джеймс Уэбб (JWST) международная группа астрономов наблюдала сливающуюся галактику, известную как NGC 3256. Полученные результаты дают важную информацию о молекулярных потоках эта галактика.

NGC 3256 — галактика, расположенная на расстоянии около 122 миллионов световых лет от нас в созвездии Паруса. Она состоит из двух богатых газом дисковых галактик, находящихся на поздней стадии крупного слияния, и является одной из самых ярких подобных систем.

NGC 3256 имеет сложную морфологию со значительно искаженными спиральными рукавами и заметными пылевыми полосами. Предыдущие наблюдения показали, что галактика имеет два ядра: оптически незатененное северное ядро ​​с признаками звездообразования и южное, сильно затемненное ядро ​​низкой светимости или зарождающееся активное галактическое ядро. Более того, обнаружены истечения молекулярного водорода, исходящие из этих ядер.

Группа астрономов под руководством Томаса Бона из Университета Хиросимы в Японии недавно исследовала эти потоки в NGC 3256, чтобы оценить их кинематику и энергетику, а также их влияние на местную межзвездную среду.

Для этой цели они использовали спектрограф ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec) и прибор среднего инфракрасного диапазона (MIRI) телескопа JWST.

NGC 3256 (Хаббл)
NGC 3256 (Хаббл). Хотя две галактики в NGC 3256 кажутся слитыми в видимом свете, обнаружено второе, яркое ядро, скрывающееся среди переплетения пылевых полос в центральной области.

«С помощью JWST мы теперь можем выполнить наиболее подробный на сегодняшний день анализ с пространственным разрешением выходящего теплого газа H2 в NGC 3256. Беспрецедентное пространственное разрешение JWST позволяет нам исследовать теплый компонент H2 в масштабах ~40–100 пк.», — написали исследователи.

Астрономы обнаружили теплый выходящий молекулярный водород в коллимированном потоке, исходящем из южного ядра. Однако не было обнаружено значительного вытекания молекулярного водорода из северного ядра.

Истечения из южного ядра простираются на расстояние около 2300 световых лет и имеют максимальную скорость около 1000 км/с. Было обнаружено, что излучение наиболее интенсивно вблизи дальних краев истечения.

Астрономы рассчитали массу выходящего теплого молекулярного водорода, которая составила 890 000 солнечных масс, а соотношение массы от теплого к холодному оказалось около 4%. Масштаб времени истечения оценивался в 700 000 лет, а скорость массы теплого оттока была рассчитана на уровне 1,3 солнечных масс в год.

Кроме того, исследование показало, что вблизи южного ядра присутствует большая доля более теплого газа, которая уменьшается с увеличением расстояния от ядра. По мнению авторов статьи, это говорит о том, что южное ядро является источником нагрева выходящего газа.

Дополнительно