Как соотносятся научно-фантастические и реальные представления об экзопланетах?
Представления экзопланет в научно-фантастических произведениях.
Команда ученых из Сент-Эндрюсского центра изучения экзопланет и Института космических исследований (IWF) Австрийской академии наук использовала анализ байесовских сетей для количественного изучения изображения экзопланет в научной фантастике. Исследование знаменует собой значительный шаг вперед в понимании взаимосвязи между научными открытиями и их репрезентацией в массовой культуре, особенно в сфере научной фантастики.
В ходе исследования, проведенного под руководством Эммы Пуранен, было проанализировано собрание из 142 научно-фантастических произведений. В их число входили романы, фильмы, телевизионные программы, подкасты и видеоигры, в которых особое внимание уделялось изображению внесолнечных планет или экзопланет.
Выбор экзопланет в качестве фокуса обусловлен их преобладающей ролью в научно-фантастических повествованиях и значительным сдвигом в научном понимании после первого открытия экзопланеты — 51 Пегаса b, вращающейся вокруг звезды, подобной Солнцу, в 1995 году.
Используя байесовский сетевой анализ, метод, обычно предназначенный для количественных исследований, команда ученых смогла проанализировать взаимосвязанные характеристики изображенных экзопланет. Этот подход позволил исследователям определить, как одна характеристика изображенной экзопланеты может повлиять на другую, что позволило лучше понять структуру повествования и научную точность вымышленных миров.
Результаты показывают заметный сдвиг в изображении экзопланет в научно-фантастической литературе и средствах массовой информации после 1995 года.
До этого важнейшего открытия в научной фантастике обычно фигурировали похожие на Землю и пригодные для жизни планеты, что отражало антропоцентрический уклон и ограниченность научных знаний того времени. Однако по мере того, как каталог наблюдаемых экзопланет рос, демонстрируя разнообразие сред, сильно отличающихся от земных, научно-фантастические повествования начали отражать эти открытия.
Одна вещь, которая стала совершенно очевидной, заключается в том, что многие экзопланеты научной фантастики (НФ) были очень похожи на Землю. Это имеет смысл, поскольку НФ пишется людьми, для людей, обычно о людях. Тем не менее, байесовская сеть показала, что с момента открытия реальных экзопланет как вымышленные экзопланеты с укоренившимся на них неместным человеческим населением, так и вымышленные экзопланеты с разумной местной жизнью становятся менее вероятными.
В ходе исследования наблюдалось уменьшение количества изображений планет, похожих на Землю, в пользу более разнообразных и менее гостеприимных миров, что отражает реальное разнообразие экзопланет, обнаруженное астрономами.
Эмма Пуранен предполагает, что сдвиг в представлениях научной фантастики можно объяснить тем, что авторы включили в свои работы новейшие научные открытия. Освещение экзопланет в средствах массовой информации, часто подчеркивающее экзотические особенности, такие как планеты, покрытые лавой или на которых идет алмазный дождь, возможно, вдохновило на переход к более научно обоснованным изображениям в научной фантастике.
Такое соответствие между научными открытиями и художественными репрезентациями подчеркивает отзывчивость научной фантастики к реальным научным достижениям.
По мнению ученых, научная фантастика не только отражает научные знания своего времени, но и служит ценным инструментом научной коммуникации. Привлекая аудиторию к концепциям, которые находятся в авангарде современных исследований, научная фантастика может служить мостом между сложными научными идеями и общественным пониманием.
Использование в исследовании байесовского сетевого анализа при изучении научно-фантастических повествований представляет собой новый подход к пониманию того, как научные достижения влияют на культурные продукты.
Поскольку количество известных экзопланет продолжает увеличиваться, а наше понимание Вселенной углубляется, взаимодействие между наукой и фантастикой обещает развиваться дальше, предлагая богатое понимание того, как человечество воспринимает свое место в космосе.
Поскольку научная фантастика продолжает черпать вдохновение из научных открытий, она остается мощным инструментом для пробуждения интереса и понимания тайн Вселенной.
Исследование было опубликовано в Journal of Science Communication.