Колобок без маски
«Мы утратили понимание старинного
метафорического языка и за общепринятым
значением слов не сознаём их переносного смысла».
(А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу» Т.1)
Самой известной и популярной сказкой в нашей стране является «Колобок». Её знают с детских лет все граждане нашей страны. Она впервые появилась в 1873 году в обработке сказочника А.Н. Афанасьева. В этой сказке могли найти отражение древние представления народа Руси в эпоху язычества, включая Библию. Подобные сказки есть и в других странах мира, но колобок является нашим национальным героем.
Я пытался понять, почему из сотен других сюжетов предпочтение было отдано именно этой сказке. В чём кроется её удивительное притяжение?
Она очень проста по своему содержанию и легко запоминается. Возможно, в её кажущейся простоте сказочником был заложен глубокий сакральный смысл.
Что скрывал колобок?
Существует множество толкований содержания сказки. Но все они не раскрывают её реального смыла. Это похоже на стрельбу из пистолета по мишени, когда пули не всегда попадают в цель. А. Н. Афанасьев является крупным учёным в исследовании языческой культуры славян и их древних воззрений на природу. Он изучал историю права в России. Но его знают больше, как великого сказочника.
Сказки являются самым безопасным тайником для крамольных мыслей в условиях бдительной цензуры. В них можно зашифровать всё, «что Бог на душу положит». Подобные жанры могут реально состоять из двух слоёв информации: верхний – для детей, нижний – для взрослых. Например, Пушкин для своей тайнописи чаще использовал сказки и рисунки.
В криптографии широко применяется текстовый способ кодирования тайной информации. Его суть кроется в методике, которая позволяет скрытый текст шифровать с помощью другого текста, не привлекающего внимания цензуры. В цифровом переводе эти разные по содержанию тексты связаны одинаковым числом. Это число выполняет роль одного ключа, который можно применять к разным по конструкции замкам. По этой системе можно расшифровать скрытую информацию с помощью открытого текста.
А. Н. Афанасьев, глубоко изучая сказки Пушкина, не мог не знать о приёмах его тайнописи. У него были причины скрывать от царской цензуры свои взгляды на правовые основы государственной политики России. Из-за цензуры он не мог открыто высказывать в печати свои идеи. Некоторые свои сочинения он издавал за границей, в альманахе «Полярная звезда» Герцена. Афанасьева А.Н. не устраивала в Российской империи пропасть между хижинами и дворцами. Он мечтал о всеобщем образовании и о проведении социальных реформ в стране. За пропаганду либеральных взглядов, он был лишён государственной должности в архиве и закончил свою жизнь в нищете.
В исследовании сказки о колобке я решил применить в качестве ключей свои цифровые наработки. Всю сказку перевёл в отдельные числа для их последующей расшифровки. В этой работе я столкнулся с большими трудностями. Число по своему составу было неоднородным. Кодом к нему был текст самой сказки. Первая его часть отражала технологию создания колобка, а вторая была посвящена его контактам с дикими зверями.
Автор расположил их встречи с колобком в сторону нарастания опасности. Эти представители природы отличались присущими им признаками. Они обозначали, помимо благородства и великодушия, такие качества, как: добро, зло, силу и хитрое коварство.
При расшифровке текста сказки мне сразу стал понятен скрытый её замысел о колобке. Он полностью совпадает с метафорическим языком этого произведения. Обнаруженная в числе скрытая информация состоит из нескольких частей. В её содержании отражены: размышления автора о положении народа, просматривается тревога за историческую судьбу России, дана оценка перенесённых ею трудностях и тяжёлых испытаниях. Автор предупреждает и о самой главной опасности для нашего государства, которая может стать причиной его гибели.
Представляю обнаруженные при расшифровке скрытые тексты. В начале автор объясняет содержание своего творчества. Вот его текст:
«Похожие образы из сказки брал из книг и эпоса страны. Несла их тайны школа жизни. История открыла державе полезную и вредную силу идей. А фольклору были опорой подвиги героев. У славян потерялась исконная вера и пропали угрозы из храма природы. Оковы и царская цензура гасили их знания о служении языческим богам. Двор охаивал их фольклор, дух древней веры и мешал сохранению её традиций».
В конце сказки Афанасьев А.Н. указал на причину включения в неё скрытого смысла. Представляю её расшифрованное содержание: «Смысл в сказке накрыл символами морали. Моих идей боялись, и цензура замысла лишала». Методом символических аллегорий автор закодировал в сказке образование древней Руси. Разрозненные славянские племена собирало под своё крыло («крылышком по сусеку») самое сильное среди них племя. Оно имело торговые и культурные связи со скандинавскими народами, но не принадлежало им. У него была сильная княжеская дружина. Племя было способно защитить другие племена от набегов соседей. Оно обладало авторитетом и способностью гасить распри среди племён и остужать горячие головы их вождей.
Это племя вело на Балтике торговлю с соседями (короб) и поставляло свои товары путём «из варяг в греки». Племя занималось земледелием (мука) и скотоводством (сметана и масло). Оно было закалено в огне сражений с врагами славянских племён (печь) и могло найти мудрое решение в любой сложной ситуации (приготовление пищи практически из ничего). Всем известен пример из другой сказки, в которой солдат с помощью смекалки смог сварить «щи из топора».
Это славянское племя стало основателем древнего государства Русь и положило начало первой династии Рюриковичей. Подкинутая учёными Запада «норманнская теория» о создании нашего государства не выдерживает никакой критики. Она отвергается простой логикой. Могла ли шведам или викингам прийти в голову идея объединения славянских племён в государственное образование? Ради чего им потребовалось создавать у себя под боком торгового или военного соперника? Так называемые норманны, сотни лет совершали разбойничьи набеги на славянскую Русь, чтобы грабить её и захватывать в плен её население. Где у этих разбойников Запад нашёл доказательства братской заботы в организации единства славян?
Ключевые роли зверей
В контактах колобка с зайцем, волком, медведем и лисой автор закодировал основные ключевые проблемы и опасности в истории России. Эти события он соединил с природными повадками и характерными признаками диких зверей: трусостью зайца, жестокостью волка, силой медведя и хитрым коварством лисы. Каждый контакт имеет свою отдельную расшифровку. Все они связаны с историей России. Представляю их тексты в установленном автором порядке:
- От встречи колобка с зайцем следует текст: «Был хомут на шее. Риск и утраты угрожали власти. Образец реформы дали короне помещики. Указ царя изучали в секрете. Речь идёт о крепостном праве в России. Императоры Александр I и Николай I не решились его отменить. Они опасались нарушить равновесие в обществе и «будить» дворянское и крестьянское «лихо». Только Александр II отменил реформой сверху ярмо на шее крестьян. А оставшиеся пережитки крепостничества отменит 1917 год.
- Встреча колобка с волком отмечена текстом: «Были войны жестокие. Наша империя сильной была и всегда врага побеждала.».
После окончательного освобождения Руси от ига Золотой орды, её главным врагом и соперником станет Европа. С ХVI-го по ХIХ век Россия будет вынуждена вести продолжительные войны с европейскими странами: Швецией, Англией, Францией, Пруссией, Литвой, Польшей и Османской империей. Объединённая Европа создала для России на западе дугу постоянной военной опасности. На севере её венчала Швеция, а на юге – Турция. Все нашествия этих стран на Россию были крайне жестокими и несли в себе повадки волчьих стай. Россия выстояла и одержала славные победы на полях сражений. Она с честью доказала свою непобедимость со всеми врагами, включая будущих.
- Контакт медведя с колобком оставил скрытый текст автора: «Была у людей вражда на тяготы ярма. Возникали дикие мятежи. Россия подавляла их своей мощью и военной силой». Самым крупным в истории России было восстание под предводительством Пугачёва. Его жестокость Пушкин выразил словами: «Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа или уж люди жестоко-сердечные». Причинами мятежей и восстаний в России был тяжкий гнёт крепостного права и произвол со стороны «дикого барства». Стихийная ненависть бунтовщиков к власти была похожа на поведение рассерженного медведя, который стал символом грозной и могучей силы народа.
Все восстания и бунты в России подавлялись вооружённой силой государства. Чтобы не допускать их впредь, власть вынуждена была проводить реформы и идти на отдельные уступки.
- Автор сказки считает самым опасным деянием для России измену и коварное предательство, как внутри страны, так и за её пределами. Он показывает на примере хитрой лисы опасность предательства даже со стороны союзников России. Допускает реальную возможность нанесения ими коварного удара в спину. Лестные слова союзников о нерушимой дружбе и сотрудничестве могут быть лишь прикрытием их тайного плана. А измена и предательство внутри нашей страны станут с большой вероятностью смертельными для её существования.
В любой стране может неожиданно объявиться свой Брут или очередной Мазепа и коварно предать её. Самым опасным событием в нашей истории, в период смуты в ХVII веке, было предательство интересов России со стороны верхушки её власти. Наша держава потеряла тогда независимость, и её судьба оказалась в руках польских интервентов. Только народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского спасло наше государство от гибели.
Афанасьев А.Н. определил в скрытом тексте основу этого предательства. Представляю его расшифровку: «Там забылись подвиги народа. Державу к смерти вела только лишь измена». Из этой фразы автора следует важный вывод: предателями становятся обычно те люди, которые теряют связь с историческими корнями своей родины. Они перестают ощущать родное и близкое чувство в самом звучании слова Россия. Их не приводят в душевный трепет и не вызывают гордость её богатство и сила. Они становятся безучастными к славному прошлому родины и подвигам её героев.
Всему этому учит простая детская сказка о колобке. Если снять с него условную маску, тогда мы увидим под ней никем непобеждённую Россию. Увидим её способность преодолевать любые трудности и испытания на своём историческом пути. А судьба страны будет всегда находиться в крепких руках, преданных ей граждан.
Автор Владимир Кондряков