Биологический словарь
КРЕАЦИОНИЗМ
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. creatio —создание), концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование К- в биологии связано с переходом в кон. 18 — нач. 19 вв. к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям наивного трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отд. органов. Сторонники идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутр. и внеш. факторов имеет строгие пределы.
Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости совр. видов и данными палеонтологии (смена господствующих групп животных на протяжении истории Земли), Кювье создал катастроф теорию. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали десятки периодов полного обновления органич. мира Земли в результате деятельности творца. Многократные акты творения отд. видов признавал и Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию дарвинизма, уже с сер. 60-х гг. 19 в. К. утратил своё значение в биологии и сохранялся гл. обр. в философских и религиозных доктринах. В пос-ледарвиновский период К. претерпел оп-редел. изменения. Если вначале отвергалась идея эволюции на базе прежних доводов о постоянстве видов и аморальности идей о борьбе за существование и происхождении человека от животных, то затем были предприняты попытки ассимилировать идею эволюции с телеологии, концепцией о боге как изначальной причине и конечной цели органич. эволюции. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, ио сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат божественного творения (энциклика папы Пия XII). Сторонники «научного К.» (б. ч. в США) утверждают, что теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений существования органич. мира, не имеющее фактич. обоснования и поэтому сходное с религ. концепциями.
(от лат. creatio —создание), концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование К- в биологии связано с переходом в кон. 18 — нач. 19 вв. к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям наивного трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отд. органов. Сторонники идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутр. и внеш. факторов имеет строгие пределы.
Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости совр. видов и данными палеонтологии (смена господствующих групп животных на протяжении истории Земли), Кювье создал катастроф теорию. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали десятки периодов полного обновления органич. мира Земли в результате деятельности творца. Многократные акты творения отд. видов признавал и Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию дарвинизма, уже с сер. 60-х гг. 19 в. К. утратил своё значение в биологии и сохранялся гл. обр. в философских и религиозных доктринах. В пос-ледарвиновский период К. претерпел оп-редел. изменения. Если вначале отвергалась идея эволюции на базе прежних доводов о постоянстве видов и аморальности идей о борьбе за существование и происхождении человека от животных, то затем были предприняты попытки ассимилировать идею эволюции с телеологии, концепцией о боге как изначальной причине и конечной цели органич. эволюции. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, ио сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат божественного творения (энциклика папы Пия XII). Сторонники «научного К.» (б. ч. в США) утверждают, что теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений существования органич. мира, не имеющее фактич. обоснования и поэтому сходное с религ. концепциями.
.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)
Синонимы:
Синонимы: