ЛЕКЦИЯ № 1 ИСКУССТВО КАК ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВНЕШНЕГО МИРА
ПЛАН
1. Характеристика искусства как процесса познания мира.
2. Основные функции искусства.
3. Основные виды искусства.
4. Характеристика пластических искусств.
5. Основные системы художественного восприятия и отображения реального мира.
6. Основные стили искусства.
7. Основные направления и течения искусства.
8. Основные художественные школы искусства.
Как известно, ИСКУССТВО – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В результате этой деятельности появляются произведения искусства, причем не каждая картина, скульптура или архитектурное сооружение достойны этого высокого звания.
Часто в качестве синонима понятия «искусство»употребляется понятие «художественная культура»как совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней.
Специфика искусства – в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, в отличие от научного постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим аппаратом.
Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы (ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВАцелостная, сложноорганизованная структура, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.
Подлинные произведения искусства,возникающие в процессе художественного творчества, должны иметь общественно значимый смысл, определенную эстетическую ценность, новизну и оригинальность. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество и искусствознание. Изучение языка искусства помогает полнее и тоньше понимать произведение, глубже проникать в него.
Произведение искусстваредко бывает полностью и до конца оригинально, поскольку оно обычно связано с тем, что было достигнуто ранее в истории искусства. Совокупность таких связей и есть традиция. Полет творческой фантазии, как правило, основывается на знании традиций, т. е. того, что передается по наследству из поколения в поколение. Традиция образует необходимую основу, в рамках которой формируются оценки степени оригинальности и новизны произведения искусства.
Искусство сложно по своей структуре, по многообразию видов, жанров, течений и направлений, творческих индивидуальностей. Как же научиться его понимать? Для этого необходимо уяснить роль искусства в жизни человека и в обществе, освоить его функции.
Изучение истории изобразительного искусства поможет разобраться в его пластических системах, видах, жанрах, стилях, направлениях и течениях, познакомиться со своеобразием различных художественных школ.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА.
Искусство выполняет в обществе несколько функций. Назовем наиболее значимые из них:
познавательная, идеологическая;
ценностно-ориентационная – аксиологическая;
знаковая – семиотическая;
эмоционально-развивающая, эстетическая, воспитательная;
Гедонистическая;
творческая (эвристическая), коммуникативная;
прогностическая (футуристическая);
арт-терапевтическая и другие.
Не принято отдавать приоритет какой-либо одной из этих функций, так как при создании и восприятии произведения искусства в той или иной мере присутствуют они все.
Познавательная функция искусствапроявляется в том, что образы, запечатленные на картинах, гравюрах или в скульптурах, помогают открыть:
незамеченную ранее красоту природы,
познать внутренний мир человека,
оценить неповторимую сложность человеческих отношений.
Историческая живописьв зримых образах представляет нам события давно ушедших дней. Мы можем вместе с живописцами восхититься красотой далеких стран. Воображение художника позволяет нам увидеть на полотнах фантастические миры. Кроме этого, многозначность самого художественного творения порой предоставляет возможность для перманентного процесса познания. В уже знакомом произведении человек в зависимости от приобретенного духовно-нравственного опыта может открыть для себя что-то новое.
Идеологическая функция искусстваиграет существенную роль в социально-исторической детерминированности. Обществу нужны от искусства главным образом идеи, и оно успешно воплощает ведущие философские и религиозные идеи различных эпох в самых разных видах и жанрах. С помощью произведений искусства легко внушить массам необходимую идеологию. Очень важна способность искусства не только воздействовать на сознание, формировать его, но и регулировать направленность действий индивида. Искусство может быть теоретическим фоном культурной политики.
Художники в соответствии с многовековыми традициями выступают в основном выразителями общепринятых духовно-нравственных ценностей.
Ценностно-ориентационная (аксиологическая) функцияискусствасостоит в привитии людям высоких ценностей гуманистической культуры посредством возбуждения у них соответствующих этим ценностям чувств и переживаний, настроений и ожиданий в процессе общения с произведением искусства. Сформированный таким образом ценностный опыт позволяет личности использовать приобретенные знания не только, для понимания изобразительного искусства, но и для самостоятельной ориентации в окружающей социокультурной среде. Без серьезного понимания художественного наследия невозможно формирование зрелых идейно-эстетических убеждений, высокое духовно-нравственное развитие, полное овладение профессиональным педагогическим и художественным мастерством.
Знаковая (семиотическая) функция искусства- обусловлена тем, что изображение какого-либо объекта является знаком этого объекта. Птица, нарисованная пусть даже с иллюзорной точностью, все равно не оживет и не полетит. Принцип художественного обобщения и принцип символизации, ведущий от живого предмета к его обозначению, тонкость хода мыслительного процесса, выражаемая в лаконичности и изяществе рисунка, в условности колорита, помогают понять особенности построения художественной формы.
Эмоционально-развивающая функция искусства – состоит в его воздействии на эмоционально-чувственную сферу личности. Произведения искусства как отражение человеческих переживаний и чувств способствуют обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности.
Общение с искусством развивает в человеке эстетическое чувство, эстетический вкус, формирует эстетический идеал, поэтому искусство служит важнейшим средством эстетического воспитания.
Отсюда его эстетическая и воспитательная функции.Приобщение личности к эстетическим представлениям и нормам, развитие у нее восприятия широкого круга явлений действительности, запечатленных в произведениях искусства, способствуют их осмыслению и формированию у человека собственного эстетического опыта с последующим активным включением его в личную деятельность. Эстетический опыт помогает создать особое видение мира, которое очень ценно для человека в мировоззренческом плане и не может быть достигнуто изучением никакого другого предмета, кроме искусства.
Гедонистическая функция искусства – заключается в том, что его восприятие доставляет людям радость и удовольствие. Эстетическое наслаждение — уникальный вид наслаждения, поскольку оно основано на объективных свойствах произведений искусства. При этом важно не забывать, что полноценное восприятие картины, графики, скульптуры или архитектурного памятника включает как эстетическое наслаждение, так и стремление понять идею произведения.
Творческая (эвристическая) функция искусствасвязана с тем, что его восприятие требует сотворчества, а постоянное общение с искусством развивает эту способность. Воспринимая произведения, мы обогащаем свой духовный мир.
Коммуникативная функция искусстваоблегчает
взаимопонимание и общение, обмен культурными» ценностями, развитие и удовлетворение культурных потребностей человека. Кроме того, сами произведения искусства могут выступать средством коммуникации, так как их образный язык универсален, понятен людям разных стран и не требует перевода.
Искусство обладает прогностической (футуристической)функцией – способностью предвидения, предсказывания будущего. Порой разрушенные памятники на картине художник рисует восстановленными, и так потом происходит в жизни, случаются изображенные события, сбываются людские судьбы.
Арт-терапевтическая (компенсаторная) функция искусства -состоит в коррекции негативных психических состояний и оздоровлении человека в процессе его общения с художественным произведением. Искусство исполняет роль эмоциональных и интеллектуальных амортизаторов между реальностью и человеческим сознанием.
ВИДЫ ИСКУССТВА.
В процессе исторического развития искусства сложились различные его виды. Эпохи наивысшего расцвета искусства свидетельствуют о том, что полнота отображения мира достигается одновременным расцветом всех искусств. Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы:
❖ временные, t пластические и синтетические (пластическо-временные).
временные искусства – к ним относят музыку и литературу, так как для исполнения музыкального произведения и чтения книги требуется определенное время.
пластические искусства – это искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве. Пластические искусства с XVIII века называют прекрасными, изящными.
ПЛАСТИЧЕСКИМ ИСКУССТВАМ относят:
изобразительное искусство, которое имеет свои основные виды:
графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура, декоративное и прикладное искусство). Этим они отличаются от произведений временных видов искусства (музыкальные произведения воспринимаются на слух, стихи и прозу можно также воспринимать с помощью слуха).*
пластические искусстватяготеют к синтезу различных ее видов:
слияние и взаимодействие архитектуры с монументальной живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством;
живописи со скульптурой — в рельефах;
живописи с декоративно-прикладным искусством – в керамических изделиях, вазах и т.д.
В пластических искусствахпластика объемов, форм, линий имеет определяющее значение, с этим связано и их название. Окружающая действительность фиксируется художником в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, а также в объеме, они, как правило, становятся знаками реально существующих предметов. Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
синтетические искусства – театр, кино, цирк, телевидение – объединяют пластические и временные. Например, в театре в создании спектакля участвуют драматург (автор пьесы как литературного произведения), художник (декорации и костюмы), композитор (музыкальное оформление) и др. Балет тоже считают синтетическим видом искусства, так как в нем происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела.
ТЕРМИН АРХИТЕКТУРА произошел:
от латинского architecture;
греческого archi – главный;
tektos – строить, возводить;
зодчество, – объемно-пространственный вид искусства, искусство проектировать и строить.
архитектура – как один из видов изобразительного искусства выражает в художественных образах представления людей о сложнейших процессах восприятия – это пространство и время, необходимые компоненты моделирования человеком воспринимаемого мира, о величественном, торжественном, мрачном и другие. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка.
Различают три основных вида архитектуры:
объемные сооружения:культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;
ландшафтная архитектура:беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков;
градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.*
Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Эстетические, функциональные и конструктивные качества в архитектуре взаимосвязаны.
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с достижениями науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.
Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре:
пластика объемов,
масштабность, ритм, пропорциональность,
а также фактура и цвет поверхностей.
Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).
Архитектура воздействует своими монументальными формами на сознание людей. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел раскрывается в группировке архитектурных масс, организации пространства интерьера, пропорциональных отношениях частей и целого, ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры.
Большое значение имеет художественное решение наружного облика зданий.
Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является гармоничной средой для синтеза искусств.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – вид пластических искусств, включающий плоскостные виды живопись и графику, а также объемно-пространственную скульптуру. Как правило, в основе произведений изобразительного искусства в отличие от неизобразительных видов пластических искусств (архитектура, дизайн) лежит узнаваемый образ действительности. Однако в абстрактном искусстве изобразительность отсутствует. Произведения неизобразительных искусств, наоборот, могут быть весьма изобразительны (дом в виде башмака, гриба, корабля; стул или светильник в виде цветка, животного, человека, часы-домик, декоративный сосуд в виде зверя или птицы, гобелен-дерево, кружевная салфетка-снежинка, кованая решетка ограды из цветов и листьев и др.).»*
Изделия декоративно-прикладного и народного искусства правильнее отнести к классическому – изобразительному искусству, чем к неизобразительному – так как большинство декоративных форм из них декорируются сюжетными или орнаментальными композициями. Кроме того, их форма также может быть изобразительной (примеры чему приводились выше).
Изобразительное искусство может передать духовный облик человека и целой эпохи, психологическое и эмоциональное содержание сюжета. Наглядность образа в изобразительном искусстве позволяет художнику выразить свое отношение к изображаемым событиям.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
В изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира. Можно говорить о трех пластических системах.