Марковский процесс — что это такое?
Марковский процесс — это особый вид случайного процесса, у которого будущее состояние системы зависит только от ее текущего состояния, но не от того, как она к нему пришла.
Иными словами: если мы знаем настоящее, то прошлое для предсказания будущего уже не важно.
Формальное определение
Марковский процесс — это случайный процесс
, обладающий марковским свойством:
То есть условное распределение будущего зависит только от текущего состояния, а не от всей истории.
Примеры
- Блуждание по городу:
Представим, что человек идет по кварталам, и в каждом квартале он выбирает случайное направление. Его следующая позиция зависит только от того, где он сейчас находится, а не от того, по какой улице он пришёл. - Игры в кости:
Результат следующего броска не зависит от предыдущих, только от текущего состояния («сейчас еще не брошено»). - Очередь в магазине:
В каждый момент времени в очередь может прийти новый покупатель или кто-то уйти к кассе. Будущее состояние очереди зависит только от текущего числа людей в ней.
Где применяют
- в физике (случайное движение частиц, диффузия);
- в экономике (модели рынков, кредитный риск);
- в информатике (поисковые алгоритмы, скрытые марковские модели в распознавании речи);
- в биологии (генетика, популяционные модели).

Разница между марковскими цепями и марковскими процессами
Отличный вопрос! Давайте разберём разницу:
Марковский процесс
Это общее понятие — случайный процесс, обладающий марковским свойством (будущее зависит только от настоящего). Он может быть:
- дискретным по времени (состояния меняются пошагово, через равные интервалы),
- непрерывным по времени (состояния меняются в произвольные моменты).
Примеры: броуновское движение частицы, теория очередей, модели радиационного распада.
Марковская цепь
Это частный случай марковского процесса:
- время дискретное (шагаем 1, 2, 3, …),
- множество состояний дискретное (конечное или счётное).
Вся динамика описывается матрицей переходных вероятностей, где каждая строка показывает, с какой вероятностью система перейдет из одного состояния в другое за один шаг.
Пример:
шахматная лошадь на доске. Ее положение в следующий момент зависит только от текущей клетки и вероятностей возможных ходов.