Человек и общество

Международные правовые акты, посвященные противодействию коррупции

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.

I) Правовая регламентация противодействия коррупции нашла свое отражение в международных правовых актах принятых Организацией Объединенных Наций, а также региональными международными организациями.

Важнейшим документом ООН, посвященным системе мер противодействия коррупции является Конвенция ООН 2003г. против коррупции, которая вступила в силу 14 декабря 2005 года и был ратифицирована Республикой Беларусь законом от 25.11.2004 N 344-з.

Конвенцией ООН против коррупции раскрывает понятие должностного лица, под которым понимается:
¨ публичное должностное лицо» означает: i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; iii) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве

Государства-участника;
¨ «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;

¨ «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Все анти-коррупционные меры, предусмотренные данной конвенцией можно разделить на пять групп: а) меры по предупреждению коррупцию; б) меры, направленные на криминализацию конкретных коррупционных проявлений; в) меры по осуществлению международного сотрудничества в борьбе с коррупцией; г) меры по возвращению активов; д) меры по оказанию технической помощи и обмену информацией.

Глава IIIКонвенции ООН против коррупции предусматривает систему деяний, признаваемых коррупционными. К ней относятся: а) подкуп национальных публичных должностных лиц; б) подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; в) хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; г) злоупотребление влиянием в корыстных целях; д) злоупотребление служебным положением; е) незаконное обогащение; ж) подкуп в частном секторе; з) хищение имущества в частном секторе; и) отмывание доходов от преступлений; сокрытие; к) .воспрепятствование осуществлению правосудия.

II) Международный кодекс поведения государственных должностных лиц был принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года.

Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. Данная декларация носит рекомендательный характер, однако в ней закреплены основные антикоррупционные принципы поведения государственных должностных лиц государств-членов ООН качающиеся: а) коллизий интересов и отказа от прав должностного лица после ухода со службы: б) сообщения сведений об активах, принадлежащих государственным должностным лицам; в) принятия подарков и других знаков внимания; г) конфиденциальной информации; д) политической деятельности.
III) Резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года была также принята Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.

В рамках данной декларации государства участники ООН обязуются принимать эффективные и конкретные меры по борьбе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями в международных коммерческих операциях, в частности обеспечивать эффективное применение действующих законов, запрещающих взятки в международных коммерческих операциях, содействовать принятию законов в этих целях там, где их не существует, и призывать находящиеся под их юрисдикцией частные и государственные корпорации, занимающиеся международными коммерческими операциями, в том числе транснациональные корпорации, и отдельных лиц, занимающихся такими операциями, содействовать достижению целей настоящей Декларации.

Следует отметить, что данная декларация раскрывает понятие взятки в международных коммерческих операциях, под которой понимается:

¨ предложение, обещание или передачу любой частной или государственной корпорацией, в том числе транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

¨ вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

IV) На европейском уровне приняты несколько конвенции направленных на противодействие коррупции. В частности, речь идет о Конвенции Совета Европы 1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию», которая вступила в силу 1 июля 2002 года и была ратифицирована Республикой Беларусь законом от 26.05.2003 N 199-з.

Система антикоррупционных мер, предусмотренных Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», состоит из а) мер, которые должны быть приняты на национальном уровне; б) мер в области международного сотрудничества.

В данной Конвенции рассматривает понятие публичного должностного лица, под которым в соответствии с пунктом а) ст. 1 понимается «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства. Термин «судья», включает прокуроров и лиц, занимающих судебные должности.

Помимо этого Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» предусмотрена система уголовно-наказуемых деяний признаваемых коррупционными. К ним относятся: а) активный подкуп национальных публичных должностных лиц (предоставление неправомерного преимущества); б) пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц (получение неправомерного преимущества); в) подкуп членов национальных публичных собраний, осуществляющих законодательные или административные полномочия; г) Подкуп членов иностранных публичных собраний; д) Активный подкуп в частном секторе; е) пассивный подкуп в частном секторе; ж) подкуп должностных лиц международных организаций; з) подкуп членов международных парламентских собраний; и) подкуп судей и должностных лиц международных судов; к) злоупотребление влиянием в корыстных целях; л) отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией; м) правонарушения в сфере бухгалтерского учета.

Помимо этого рассматриваемой Конвенцией предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

V) Система антикоррупционных мер гражданско-правового характера предусмотрена Конвенцией Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» от 4 ноября 1999 года. Данная Конвенция вступила в силу 1 ноября 2003 года и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 26.12.2005 №75-з.

В соответствии с данной Конвенцией каждое государство-участник предусматривает в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков.

При этом каждая сторона участник Конвенции предусматривает в своем национальном законодательстве: а) нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного возмещения ущерба. Такое возмещение может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда; б) нормы о том, что сделка или положение сделки, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы.

Каждая Сторона Конвенции предусматривает в своем национальном законодательстве, что к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее трех лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее подобный иск не может быть предъявлен по истечении десяти лет с момента совершения акта коррупции.

VI) В рамках деятельности Государств-участников СНГ противодействию коррупции посвящен Модельный закон о противодействии коррупции в редакции 2008 года.

В соответствии со ст. 3 данного Модельного закона коррупция представляет собой совершение субъектом, коррупционных правонарушений, виновного противоправного деяния, носящего общественно опасный характер, направленного на использование своего служебного положения и связанных с ним возможностей для неправомерного получения материальных и иных благ в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, предложения или предоставления ему таких благ физическим или юридическим лицом. Коррупцией также является подкуп таких лиц.

В этой же статье закреплено понятие коррупционного правонарушения, под которым следует понимать противоправные виновные деяния (действие или бездействие): преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, совершенные субъектом коррупции в целях. Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящий момент принят лишь перечень коррупционных преступлений. Перечень корупционых правонарушения содержится в Законе Республике «Беларусь «О борьбе с коррупцией», однако он не в полной мере согласуется с действующим уголовным, административным и гражданским законодательством.

Субъектами коррупционных правонарушений в соответствии со ст. 10 данного Модельного закона должны являться все лица, являющиеся публичными (государственными, муниципальными) и иными служащими, в соответствии с законодательством государства, а также должностные лица центрального органа банковской системы, прокуратуры, судов, правоохранительных органов и т д.

Помимо это в Модельном законе о противодействии коррупции в редакции 2008 года содержатся нормы, посвященные: а) системе мере противодействия коррупции; б) субъектам противодействия коррупции; в)ответственности за коррупционные правонарушения.

Поделиться в соцсетях
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button