Музыка способствует развитию эмпатии у детей
Сейчас многие дети посещают дополнительные занятия по музыке. Это связано с тем, что интуитивно родители понимают важность музыкального образования для развития памяти, внимания, речевых и моторных навыков, что подтверждается многочисленными исследованиями.
«Однако данных о роли музыкального образования в развитии эмоциональной компетентности не так много. Именно поэтому в нашем исследовании мы хотели сосредоточиться на этом аспекте», — отметила доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Долгих.
Способность понимать природу, причины и следствия своих и чужих эмоций, а также то, как управлять эмоциями в повседневной жизни, необходима человеку, чтобы эффективно работать и общаться с другими людьми, выстраивать отношения и заводить знакомства.
Исследователи показали, что музыкальное образование способствует развитию эмпатии у детей, помогая им лучше понимать чувства других людей. Сравнение развития эмоций у детей, которые посещали музыкальные занятия и не посещали их, на протяжении двух лет продемонстрировало существенный рост по всем показателя понимания эмоций в пользу первых. Важно подчеркнуть, что изначально различий в способности понимания эмоций не было.
Во многом такие различия объясняются тем, что на начальном этапе обучения игре на инструменте дети часто разучивают мелодии с «говорящими» названиями и понятными словами. По названию или тексту песни ребенок может легко представить себе сюжет или ситуацию, которую он должен передать музыкально. Таким образом, ребёнок может связать настроение композиции с сюжетом или образом, который «описывает» эта музыка.
Кроме того, исполнение музыки подразумевает передачу музыкального настроения. Например, при исполнении песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» от ребёнка требуется продемонстрировать весёлое и дружелюбное настроение. Для этого педагог просит ребёнка представить себе пляшущие облака, кузнечика со скрипкой и смеющихся друзей. Эти образы помогут прочувствовать и передать радость.
«В процессе обучения музыке ребёнок узнает, что определённые эмоции можно испытывать, если представить или вспомнить ситуацию, которая их вызывает, и что эти воспоминания также могут служить причиной возникновения эмоций», — пояснила преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Анастасия Якушина.
Таким образом, проведённое исследование подчеркивает позитивное влияние систематических занятий музыкой на развитие эмоциональной компетентности детей как одной их составляющих гармоничного развития.
Работа опубликована в журнале «Перспективы науки и образования».