Новый датчик обнаруживает образование льда на самолете в режиме реального времени
Разработанное в университете Британской Колумбии, устройство называется плоским микроволновым резонаторным датчиком
Хотя образование льда на крыльях самолетов может являться причиной авиакатастроф, наличие этого льда по-прежнему определяют на глаз — процесс, который подвержен человеческим ошибкам. Однако новый датчик может изменить положение дел, поскольку он использует микроволны для мгновенного обнаружения образования льда, который может быть невидим для пилотов или наземных служб.
Разработанное в университете Британской Колумбии, устройство называется как плоский микроволновый резонаторный датчик. В основном состоящее из металла, нанесенного на тонкий лист пластика, оно достаточно прочное и недорогое в изготовлении.
В двух словах, оно работает, измеряя, как резонансная частота, амплитуда и характер рассеяния испускаемых микроволн изменяются любой водой, инеем или льдом, которые могут присутствовать на его поверхности. В результате в лабораторных испытаниях удалось обнаружить образование замерзания в течение нескольких секунд после его охлаждения ниже нуля.
Напротив, люди-наблюдатели не смогли увидеть никаких признаков льда, пока датчик не находился при температуре -10 ºC в течение приблизительно двух минут. И, как указывают исследователи, это было на небольшом образце в лаборатории — обнаружить весь лед на всем крыле на открытом воздухе было бы значительно сложнее.
В качестве дополнительного бонуса, технология способна определять, когда лед снова превратился в жидкую воду, поэтому ее также можно использовать для подтверждения того, что операции противообледенительной обработки были успешными.
«Датчики могут определять, когда вода попадает на крыло, отслеживать фазовый переход из воды в лед, а затем измерять толщину льда по мере его роста, и все это без изменения аэродинамического профиля крыла», — говорят исследователи «Радиочастотная и микроволновая технология может быть сделана беспроводной и бесконтактной. Не удивительно, если авиакомпании начнут применять эту технологию уже предстоящей зимой».
Исследование было опубликовано в журнале Sensors and Actuators B: Chemical.