Обнаружены молекулы, которые повышают моторную функцию при болезни Паркинсона
Исследования группы сосредоточены на классе белков, известных как Nurr1, которые играют ключевую роль в выработке дофамина и поддержании его здорового уровня в мозге
Прогрессирование болезни Паркинсона связано с компрометацией выработки дофамина в головном мозге, поэтому большое количество исследовательских центров сосредоточено на методах, которые могут поддержать поставки ключевого нейротрансмиттера.
Ученые из Гарвардского университета и сингапурского технологического университета Наньян обнаружили пару молекул, которые продемонстрировали значительный потенциал в этом отношении, увеличивая выработку дофамина у мышей с болезнью Паркинсона и в результате значительно улучшая их двигательную функцию.
Исследования группы сосредоточены на классе белков, известных как Nurr1, которые играют ключевую роль в выработке дофамина и поддержании его здорового уровня в мозге. Команда искала молекулы, которые могли бы стимулировать Nurr1 к действию у пациентов с болезнью Паркинсона, и столкнулась с «молекулярной парой» простагландинов, которые кажутся многообещающими для этого.
Известно, что простагландины выполняют различные функции в организме человека, помогая сокращению и расслаблению гладких мышц и кровеносных сосудов, а также помогая регулировать воспаление.
Какую роль они играют в обеспечении функции допамина через Nurr1, было относительно неизвестно, но с помощью магнитного резонанса и рентгеновской кристаллографии ученые обнаружили два — простагландина E1 (PGE1) и простагландина A1 (PGA1) — которые связываются с белками и усиливают их деятельность.
«Учитывая основную функцию Nurr1, мы искали его активирующие молекулы в организме», — говорит руководитель исследовательской группы профессор Юн Хо Суп из Технологического университета Наньян. «Наконец, мы успешно определили, что молекулярная пара PGE1 / PGA1 действует специфически на Nurr1 и может привести к нейропротективному воздействию на мозг».
Ученые продемонстрировали потенциал нейропротекторных преимуществ с помощью экспериментов на клетках, а затем на живых моделях мышей с болезнью Паркинсона. При обработке мышей PGE1 / PGA1 молекулы связывались и активировали Nurr1, что, в свою очередь, приводило к заметному увеличению продукции дофамина. Затем у мышей наблюдалось значительное улучшение двигательной функции, ключевой маркер тяжести болезни Паркинсона.
Несмотря на то, что потребуется еще много работы, прежде чем этот подход будет переведен на людей, не говоря уже о том, чтобы он вошел в клиническое использование, команда ученых воодушевлена результатами по нескольким причинам.
В то время как другие методы продемонстрировали многообещающие результаты в повышении выработки дофамина и улучшении двигательной функции, исследователи видят в своем новом подходе потенциальный способ замедлить или остановить заболевание, а не просто устранить его симптомы.
По словам команды, другие экспериментальные методы лечения, такие как глубокая стимуляция мозга, могут вызывать побочные эффекты. Но с присущей биосовместимостью простагландинов это новое потенциальное лечение может предложить более безопасный путь терапии.
«Учитывая, что все лекарственные препараты-кандидаты для лечения Паркинсона не продемонстрировали нейропротекторных способностей в клинических испытаниях, наши результаты могут дать возможность разработать основанные на механизме лекарственные средства, модифицирующие заболевания, для лечения болезни Паркинсона с небольшим побочным эффектом», — говорит Юн.
Исследование было опубликовано в журнале Nature Chemical Biology.