Общение с животными возможно с помощью искусственного интеллекта
Люди всегда хотели разговаривать с животными. Будь то король Саломон, Франциск Ассизский или Маугли, почти в каждой человеческой культуре сложились мифы о людях, которые могут разговаривать с животными. Во всем мире дети стремятся понять своих питомцев, а родителям сложно общаться с новорожденными, не умеющими говорить.
Разговор с другими живыми существами не только позволит сопереживать животным, узнать о других уровнях сознания и обогатить наше понимание жизни, но и будет иметь огромную практическую ценность.
Теперь исследователи из Тель-Авивского университета изучили, что нужно искусственному интеллекту (ИИ), чтобы понять язык животных.
В эссе «ИИ и проблема доктора Дулиттла», опубликованном в журнале Current Biology, команда исследует нюансы интеллекта животных, коммуникации, а также потенциал и ограничения возможностей ИИ.
Исследователи представляют общение с животными как «Вызов Доктора Дулиттла» по мотивам популярной серии детских книг с многочисленными экранизациями и анимационными экранизациями. В вымышленной истории доктор Дулиттл учится понимать язык птиц — попугая по имени Полинезия, который двуязычен и говорит как на птичьем, так и на человеческом языке.
Исследователи предполагают, что независимо от способностей животных, людей или искусственного интеллекта, текст и контекст общения будут сильно отличаться от присвоения прямого значения звукам, как это было бы с другим человеческим языком.
Для общения с животным миром потребуется множество коммуникативных факторов, и исследователи выделяют три основных препятствия.
Контекст
Первым ограничением является проблема различения контекста общения животных. Люди десятилетиями записывали и имитировали общение животных, и исследователи без помощи ИИ смогли с помощью этой техники вызывать реакции у различных животных.
Например, роботизированная лягушка, похожая на самку, привлекала настоящих лягушек-самцов для попыток спаривания, а робот-рыба взаимодействовал с живой рыбой во время стайного поведения, влияя на их движение.
Роботизированная пчела смогла привлечь настоящих пчел, чтобы они следовали инструкциям «танца виляния» и летели в определенное место в поле. «Танец виляния» — это то, как пчелы обычно передают друг другу информацию о местонахождении еды, сродни указаниям направления только жестами рук.
Эти примеры демонстрируют способность искусственных стимулов вызывать реакции и даже передавать информацию животным в ситуациях с определенным контекстом. Хотя ИИ может генерировать звуки общения, напоминающие животные, труднее определить, соответствуют ли они какому-либо контексту, помимо простого звучания, напоминающего животное.
ИИ может сгенерировать песню конкретной птицы после обучения на записях, но для определения того, поет ли птица, чтобы завоевать территорию, привлечь партнера или издать вокал, который передает что-то совершенно другое, требуется дополнительная информация.
Авторы отмечают, что то же самое будет справедливо и для неголосового общения в тех случаях, когда насекомые общаются с помощью химических сигналов. Определить, является ли химическое вещество сигналом к спариванию или предупреждением об опасности, а не случайным химическим выбросом, может быть сложно без наблюдения за поведением насекомых.
В настоящее время ИИ требуется участия человека и определений, чтобы начать работу над общением животных, например, с полевыми записями пения птиц. Человеческие предубеждения сильно влияют на интерпретацию этих сигналов, потому что в какой-то момент пению птиц необходимо присвоить контекст, чтобы ИИ мог установить соответствующие связи с песнями других птиц. Это потребует очень контролируемого подхода к наблюдению за общением животных, которое вызывает только естественные реакции.
Вызов естественной реакции
Животные демонстрируют широкий спектр поведения, и на их реакцию могут влиять многочисленные факторы, включая их текущее физиологическое состояние, социальную динамику и условия окружающей среды.
Различные виды животных полагаются на разные сенсорные способы общения, такие как звук, химические сигналы или язык тела. Выделение конкретных реакций, связанных с общением, может потребовать применения ряда методов наблюдения.
Эксперименты не могут научить животных давать ответы, что является обычным исследовательским методом, поскольку это закрывает окно в естественное общение и делает наблюдения зависимыми от лабораторного обучения.
Измерение ответных мер также может оказаться сложной задачей, поскольку может отсутствовать четкая внешняя, измеримая реакция. Люди могут быть более склонны пропускать тонкие реакции. Алгоритмы ИИ, обученные интерпретировать ответы, будут подвергаться большему риску воспринимать тонкие жесты как ответ и находить корреляции там, где их на самом деле не существует.
Ограниченный диапазон контекстов
Третье выявленное препятствие связано с общением животных, сосредоточенным на ограниченном наборе контекстов, таких как тревога и ухаживание.
Это ограничение снижает способность общаться с животными по широкому кругу тем или контекстов, потенциально ограничивая масштабы межвидового общения.
По крайней мере, это может не соответствовать уровню ожиданий, если успешный ИИ-переводчик будет создан только для того, чтобы показать, что птицы весь день передают эквивалент грустного лица.
Потенциальные выгоды
Есть и потенциальные преимущества общения с животными. Эффективное общение с медоносными пчелами и другими опылителями может принести пользу сельскому хозяйству.
Понимание настроения и характера сельскохозяйственных животных может помочь в уходе за ними.
Понимание разговоров в охраняемом лесу может предупредить защитников природы о невидимой угрозе. Исследовательские эксперименты могли бы значительно улучшиться, если бы мыши могли поделиться своей точкой зрения. Это также имеет значение в качестве первой репетиции контакта для потенциальной встречи с иной цивилизацией.