Ограничение калорий для продления жизни
Одно из первых исследований по изучению влияния ограничения калорий на людей показало, что сокращение потребления калорий на 15% в течение 2 лет замедлило старение и обмен веществ и защищено от возрастных заболеваний.
Исследование, которое опубликовано в журнале Cell Metabolism, показало, что ограничение калорийности уменьшает системный окислительный стресс, который был связан с возрастными неврологическим состояниями, таким как болезни Альцгеймера и Паркинсона, а также рак, диабет и другие.
«Ограничение калорий может замедлить ваш основной метаболизм, и если побочные продукты метаболизма ускоряют процессы старения, ограничение калорий, поддерживаемое в течение нескольких лет, может помочь снизить риск хронического заболевания и продлить жизнь», — говорит ведущий автор Лианн М. Редман, доцент клинических наук в Пеннингтонском биомедицинском центре в Батон-Руж, Лос-Анджелес.
CALERIE (Комплексная оценка долгосрочных последствий сокращения потребления энергии) было первым контролируемым испытанием для проверки метаболического эффекта ограничения калорий у людей, не страдающих ожирением. На втором этапе исследования сообщается о результатах 53 здоровых, не страдающих ожирением мужчин и женщин в возрасте от 21 до 50 лет, 34 из которые сократили прием калорий на 15% в течение 2 лет и подверглись дополнительным измерениям метаболизма и окислительного стресса. 19 человек не контролировали прием калорий и находились в контрольной группе.
Сокращения калорий были рассчитаны индивидуально через отношение изотопов, поглощенных молекулами и тканями участников в течение 2 недель.
19 человек из контрольной группы прибавили в среднем по 1,8 кг. Те люди, кто был в группе ограничения калорий, потеряли в среднем почти 8,7 кг, хотя они не соблюдали определенную диету, а потеря веса не была целью исследования. Не было отмечено никаких побочных эффектов, таких как анемия, чрезмерная потеря мышечной массы или нарушения менструального цикла. Фактически, оба испытания привели к улучшению настроения и связанного со здоровьем качества жизни. «Мы обнаружили, что даже люди, которые уже здоровы, могут воспользоваться режимом ограничения калорий», — говорит Редман.
У лабораторных животных ограничение калорий снижает температуру тела и скорость метаболизма. Редман подчеркнула, что CALERIE рассматривает влияние ограничения калорий на старение, а не на потерю веса, где чаще всего возникают разговоры о «быстром» или «медленном» метаболизме. «Мы знаем из исследований млекопитающих, что чем меньше млекопитающее, тем быстрее их метаболизм и тем короче их долголетие», — говорит Лианн Редман.
Многие факторы, такие как антиоксидантные механизмы и диетические и биологические факторы, влияют на метаболизм, но современные теории утверждают, что более медленный метаболизм наиболее полезен для здорового старения и что организмы, которые сжигают энергию наиболее эффективно, должны испытывать наибольшую долговечность.
«Исследование в рамках CALERIE омолодит две самых давних теорий старения человека: теории медленного метаболизма и теории окислительного повреждения», — говорят исследователи. Последнее связывает перепроизводство свободных радикалов с окислительным повреждением липидов, белков и ДНК, что приводит к хроническим заболеваниям, таким как атеросклероз, рак, диабет и ревматоидный артрит.
В то время как число участников было относительно небольшим, а продолжительность обучения была сокращена в контексте продолжительности жизни человека, у участников исследования были улучшены биомаркеры старения. Следующие шаги включают создание надежных биомаркеров старения человека и изучение влияния ограничения калорий в сочетании с антиоксидантными продуктами или такими веществами, как ресвератрол, которые имитируют ограничение калорий.
Больше информации: Leanne M. Redman, Steven R. Smith, Jeffrey H. Burton, Corby K. Martin, Dora Il’yasova, Eric Ravussin. Metabolic Slowing and Reduced Oxidative Damage with Sustained Caloric Restriction Support the Rate of Living and Oxidative Damage Theories of Aging. Cell Metabolism, 2018; DOI: 10.1016/j.cmet.2018.02.019