Почему редко можно увидеть пилотов с бородой?
Помимо того, что можно задаваться вопросом, почему бортпроводники никогда не пьют горячие напитки или почему в иллюминаторах самолетов находятся крошечные дырочки, есть еще один интересный вопрос — почему так мало пилотов имеют бороды.
Хотя это не общепринятая политика, у многих крупных авиакомпаний есть строгие правила в отношении растительности на лице. American Airlines, например, требует, чтобы их пилоты были чисто выбриты перед прибытием на рейс.
«Мы не разрешаем пилотам с растительностью на лице находиться на действительной службе», — пояснил представитель American Airlines. «На самом деле это связано с безопасностью. Безопасность — одна из самых больших и важных вещей в нашей отрасли».
American Airlines доходят до того, что не позволяют «джампситерам» — неработающим экипажам авиакомпаний, занимающим запасные складные сиденья в самолете — иметь бороды или бородки. Некоторые авиакомпании разрешают иметь растительность на лице, но она ограничена аккуратно подстриженной бородкой или усами. Авиакомпания «Дельта» допускает бакенбарды, если они не доходят до середины уха, а усы также разрешены, если они не доходят до угла рта.
Это не какой-то странный модный выбор, а результат проверки безопасности масок и волос на лице, проведенной в 1987 году. После сообщений о том, что бороды могут снизить эффективность кислородных масок, несколько исследований показали, что это действительно так.
«Три популярные кислородные маски для членов экипажа, одобренные TSO, оснащенные регуляторами, установленными на маске, были протестированы, чтобы определить, произойдет ли снижение производительности из-за наличия волос на лице», — поясняется в отчете одного из таких исследований.
Данные, полученные в результате этих испытаний, показали, что при наличии волос на лице вдоль уплотнительной поверхности кислородных масок экипажа происходит снижение работоспособности. Это снижение пропорционально количеству волос на лице, типу надетой маски, подвесной системе, связанной с маской, и уровню физической нагрузки, которой подвергается человек.
Одно из исследований выявило утечку от 16 до 67 процентов у пассажиров с бородами под кислородными масками. Эта проблема безопасности усугубляется физической активностью членов экипажа, которая увеличивает частоту их дыхания и увеличивает риск гипоксии.
Хотя все авиакомпании разрешают пассажирам иметь растительность на лице (их крайне редко просят выполнять сложные обязанности, такие как управление самолетом), уменьшение воздушного потока, вызванное большой густой бородой, может стать проблемой и для них в чрезвычайной ситуации.
«Утечка окружающего воздуха, вызванная бородой, не позволяет достаточной доле кислорода поступать в нижнюю часть дыхательного тракта. Правильное функционирование маски непрерывного потока зависит от того, что наибольшая концентрация кислорода подается в начале инспирации (вдоха или выдоха), а разбавление кислорода допускается в последней фазе инспирации. Концентрация кислорода и фаза вдоха, во время которой он вдыхается, являются более важными факторами, чем общее количество получаемого кислорода», — говорится в докладе.
«Бородатые пассажиры могут ожидать некоторого дефицита кислорода после декомпрессии, который может привести к различной степени гипоксии (физиологическое состояние, возникающее, когда организм не получает достаточного количества кислорода). Если маска надета правильно и соблюдены обычные процедуры аварийного спуска, дефицит кислорода может быть не настолько сильным, чтобы представлять угрозу для жизни, но может привести к потере сознания».