Потенциальная жизнь на Европе никак не связана с Землей
Некоторые ученые считают, что жизнь "прыгает" от мира к миру в солнечной системе, на метеоритах
Новое исследование показывает, что если в подледных океанах на спутниках планет внешней солнечной системы обитают существа, то вероятно, они не связаны с нами ни коим образом.
Некоторые ученые считают, что жизнь перемещается от мира к миру в солнечной системе, на метеоритах, выброшенных в космос в результате удара кометы или астероида.
Действительно, существует предположение, что жизнь на Земле на самом деле является родной для Марса, который, вероятно, имел пригодные для жизни условия раньше, чем наша собственная планета. Такая идея известна как «литопанспермия», подмножество более широкого понятия панспермии, которое предполагает распространение любыми средствами, естественными или управляемыми разумной рукой.
Но каковы шансы, что такие предполагаемые первопроходцы могут колонизировать другие тела в солнечной системе — в частности, Европу, спутник Юпитера и спутник Сатурна Энцелад, которые оба содержат большие океаны соленой жидкой воды под своими ледяными панцирями?
Геофизик Университета Пердью Джей Мелош решил этот вопрос и представил результаты во время выступления на ежегодной встрече Американского геофизического союза.
Джей Мелош использовал компьютерные модели, чтобы проследить за судьбами 100 000 смоделированных частиц Марса, запущенных с Красной планеты в результате мощного удара. Он смоделировал три различные скорости выброса: 1, 3 и 5 километров в секунду.
В симуляциях крошечный процент частиц в конечном итоге попал на Энцелад в течение 4,5 миллиардов лет — всего от 0,0000002% до 0,0000004% от числа, которое воздействовало на Землю. Цифры были примерно в 100 раз выше для Европы; этот спутник получил от 0,00004% до 0,00007% доли земных частиц.
Мы знаем, что около 1 тонны марсианских камней попадают на Землю каждый год. Используя эту цифру, Мелош подсчитал, что Европа получает около 0,4 грамма марсианского материала в год, а Энцелад всего 2-4 миллиграмма. Это средние показатели, подчеркнул он. По словам Мелоша, цифры похожи, если источником камней является Земля, а не Марс.
Такие результаты могут показаться хорошими для распространения жизни; в конце концов, для того, чтобы превратить Европу или Энцелад из необитаемого мира в обитаемый, может потребоваться всего лишь один удар микробоносной породы. Но есть и другие факторы, которые нужно учитывать, и они снижают оптимизм.
Например, Мелош обнаружил, что среднее время прохождения для марсианского метеорита, который в конечном итоге попадет на Энцелад, составляет 2 миллиарда лет. Микробы выносливы, но это очень долгое время, чтобы выдержать суровые условия дальнего космоса.
Моделирование показало, что марсианский метеорит поразит Энцелад со скоростью от 5 до 31 км/с (от 17900 км/ч до 111000 км/ч). По словам Мелоша, нижний предел этого диапазона может быть выживаемым, но трудно представить, что что-нибудь переживет более экстремальные воздействия.
«Если жизнь найдется в океанах Европы или Энцелада, очень вероятно, что она является местной, а не полученной с Земли, Марса или (что особенно важно) с другой планетной системы», — сказал Джей Мелош. Его расчеты показывают, что вероятность попадания метеорита с экзопланеты на Землю за последние 4,5 миллиарда лет составляет всего 0,01%.При этом вероятность такого события значительно ниже для Европы и Энцелада.
Это захватывающая новость, если смотреть с определенной точки зрения. Европа и Энцелад — и другие потенциально обитаемые миры во внешней солнечной системе, такие как спутник Сатурна Титан — вполне могли оставаться «незагрязненными» в течение миллиардов лет, предоставляя широкие возможности для развития местных форм жизни. Потенциально, наша солнечная система может похвастаться множеством разных типов жизни, а не одним широко распространенным.
И если мы обнаружим только один второй «оазис жизни» в нашей солнечной системе, мы будем знать, что жизнь не является чудом и должна распространяться по всей вселенной.