Впечатляющие потолочные фрески обнаружены в храме Хнума в Эсне
В храме Хнума в Эсне, Верхний Египет, немецкие и египетские исследователи обнаружили серию ярких потолочных фресок.
Рельефные изображения в центральной части потолка, как сообщает профессор Кристиан Лейц из Тюбингенского университета, составляют в общей сложности 46 изображений древнеегипетской богини-грифа Нехбет (Верхний Египет) и древнеегипетской богини-змеи Ваджет (Нижний Египет).
Обе изображены в виде грифов или стервятников с расправленными крыльями. В то время как Нехбет носит голову стервятника и белую корону Верхнего Египта, Ваджет можно узнать по нижнеегипетской короне, увенчанной коброй.
Исследователи из Института древних ближневосточных исследований Тюбингенского университета и Министерства туризма и древностей Египта (во главе с доктором Хишамом эль-Лейти) с 2018 года работают над обнаружением барельефов, картин и надписей в храме и еще раз раскрыть их первоначальные цвета.
«Храмы и древние изображения богов часто раскрашивались яркими красками, но они обычно выцветали или даже полностью исчезали в результате внешних воздействий.
В храме Хнума в Эсне цвета были покрыты слоем грязи и сажи почти 2000 лет, и это помогло их сохранить.
Великолепие цвета, использованного в изображениях «Двух дам», Нехбет и Ваджет, которое теперь раскрыто, было ранее неизвестно специалистам.
В древнеегипетских текстах «Две дамы» были религиозным эпитетом для богинь Ваджет и Нехбет, двух божеств, которые были покровителями древних египтян и которым поклонялись все после объединения двух его частей — Нижнего Египта и Верхнего Египта. Когда две части Египта были соединены вместе, не было никакого слияния этих божеств, как это часто происходило с подобными божествами из разных регионов и городов. Обе богини были сохранены из-за важности их ролей, и они стали известны как Две Дамы, которые были защитницами объединенного Египта.
«Начиная с 1950-х годов французский египтолог Серж Сонерон систематически документировал храм Хнума в Эсне и картины, которые были видны в то время, — говорит ученый из Тюбингена доктор Даниэль фон Реклингхаузен, — Полный спектр изображений храма уникален по своему богатству фигур и состояние сохранности цветов».
Более половины потолков и восемь из 18 колонн были очищены, законсервированы и задокументированы командой специалистов, возглавляемой Ахмедом Эмамом. Кроме того, от копоти очищены два наличника — горизонтальные балки, поддерживающие надстройку — центральной секции потолка.
«Впервые мы можем видеть все декоративные элементы относительно друг друга», — говорит Кристиан Лейц. В настоящее время он планирует перевод всех надписей Эсны, а также изучает связи между различными надписями и изображениями внутри храма.
От храма в Эсне, в 60 километрах к югу от Луксора, остался только вестибюль (известный как «пронаос»).
Его размеры составляют 37 метров в длину, 20 метров в ширину и 15 метров в высоту. Сооружение из песчаника было установлено перед храмом примерно во времена правления римского императора Клавдия (41-54 гг. н.э.).
Его расположение в центре города является возможной причиной того, что вестибюль был сохранен и — в отличие от других зданий — не использовался в качестве источника камня для строительства во время индустриализации Египта.
Еще во времена Наполеона пронаос привлекал значительное внимание ученых, поскольку считался идеалом древнеегипетской храмовой архитектуры.