Партнерский материал

Путь в науку начинается с детства

Чтобы увеличить приток молодых кадров в научную сферу, нужно с раннего возраста вовлекать детей в мир исследований и экспериментов.

В нашей стране набирает обороты Десятилетие науки и технологий, объявленное Президентом России в 2022 году, чтобы усилить роль научной деятельности и просвещения в развитии общества, повысить доступность научной информации, а главное – привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок.

Решая эти задачи, ученые, психологи и педагоги все громче говорят о том, что процесс приобщения молодого поколения к науке начинается с раннего детства. Не нужно ждать, пока ребенок поступит в школу и начнет изучать физику, химию, биологию. Необходимо действовать с первого детского «почему», ведь именно с этого вопроса начинается познание мира, поиск причинно-следственных связей и интересные открытия.

Если родители и другие наставники будут не подавлять естественное детское любопытство, а, наоборот, усиливать его, то уже в дошкольном возрасте можно органично, опираясь на особенности физиологического развития ребенка – его тягу к познанию и стремление к общению – сформировать устойчивую мотивацию и готовность к научно-исследовательской деятельности в будущем.

Путь в науку начинается с детства

Помогая ребенку думать и наблюдать, выдвигать гипотезы и искать доказательства, мы поощряем его быть исследователем и создаем основу для развития критического мышления, которое необходимо не только ученым, а каждому современному человеку.

Специалисты проекта «КидБург Эксперименты» уверены, что для вовлечения молодежи в науку очень нужно и в семьях, и в детских учреждениях создавать благоприятные условия для развития познавательного интереса, наблюдательности, активизации мышления и расширения кругозора.

Эффективность такого подхода подтверждает 10-летний опыт этого проекта, в рамках которого создаются специальные музеи-лаборатории для экспериментов и изучения природных явлений, где дети с удовольствием занимаются химией, физикой, математикой, а взрослые охотно участвуют в совместных научных экспериментах с детьми.

«Можно уже с трех лет начинать включать детей в эксперименты. Тогда окружающий мир открывается малышу через его личные действия, ощущения и переживания, – поясняет генеральный директор «КидБург» Эльвира Крылова. – Причем, как показывает наш опыт, к любому научному эксперименту можно возвращаться несколько раз, по мере взросления ребенка. Сначала наблюдать и удивляться, затем пытаться понять, почему так происходит, еще через какое-то время – выдвигать гипотезы и делать выводы. Таким образом, из ребенка-исследователя при поддержке наставников вырастет любознательный взрослый исследователь. Такой человек будет не просто умным, но и очень наблюдательным, способным логически мыслить. Он будет находить вокруг много необычного и любопытного, будет уметь радоваться и искренне удивляться всему, что видит вокруг».

Это подтверждает физик, популяризатор науки Дмитрий Побединский, создатель онлайн-канала и научных конструкторов «Физика от Побединского»: «В раннем возрасте дети биологически настроены на познание, они задают вопросы, и эту особенность нужно использовать, чтобы вовлечь их в образовательный процесс, научить учиться. А если мы хотим сформировать у молодого поколения осознанный интерес к науке, то важно с раннего возраста поощрять исследовательские эксперименты. Пусть для начала самые простые, доступные, чтобы ребенок мог активно участвовать в них, делал что-то собственными руками и видел результаты, понимал, что он чего-то достиг. Если правильно задействовать потенциал экспериментов в детстве, то школьник будет гораздо лучше подготовлен к более серьезным научным исследованиям в средних и старших классах».

Даже к такой сложной фундаментальной науке, как физика, можно подвести детей в игровой форме, к примеру, используя разнообразные конструкторы. Конечно, физические законы дошкольнику и младшему школьнику объяснять еще рано, но вполне реально показать, что наука – это увлекательно, а вовсе не скучно. Тогда, повзрослев, ученик будет заинтересован в дальнейшем изучении более сложного материала.

«Задача родителей и педагогов – показывать детям на практике, что наука полезна, интересна и доступна для тех, кто хочет все знать и понимать. Важно, чтобы у детей формировался положительный образ ученого-супергероя, который улучшает жизнь людей и спасает мир, – отмечает Дмитрий Побединский. – И если говорить о физике, то первое знакомство с ней можно начать, имея пару батареек, несколько проводков, магниты. Можно собирать несложные цепи, простейшие электродвигатели, что очень просто, доступно детям и в то же время эффектно, и это действительно настоящая физика».

Путь в науку начинается с детства

Экспериментальная деятельность совместно с детьми может быть очень разнообразной. Но важно правильно ее построить и следовать основным этапам, характерным для научного исследования. В том числе знакомство с проблемой, постановка цели, составление плана действий, организация рабочего пространства и подготовка оборудования, проведение эксперимента, анализ результатов, формулировка выводов.

Эльвира Крылова добавляет, что для экспериментов используются разное оснащение, которое требуют правильного обращения. Для каждого прибора и вещества существуют свои правила безопасности.

«Важно тщательно следить за соблюдением правил безопасности и обращать внимание детей на это в процессе каждого эксперимента. Такой навык пригодится ребенку и в повседневной жизни, – отмечает генеральный директор «КидБург». – Кроме того, экспериментальную деятельность следует строить по принципу – от простого к сложному, наставник должен на каждом этапе знать об уровне умений детей. Также нужно хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, его темперамент, и ориентироваться на них, чтобы эксперимент проходил в комфортной, дружественной обстановке, оставлял только позитивные впечатления. И, конечно, наставник должен сам искренне вовлекаться в процесс познания, быть любознательным и способным удивляться вместе с детьми, чтобы на своем примере показывать, как интересно учиться новому, находить связи между обыденными, на первый взгляд, вещами и гениальными научными открытиями».

Источник
ГК КИДБУРГ
Показать больше
Back to top button