Новые технологииОптика и фотоникаФизика

Самый мощный в мире рентгеновский лазер теперь производит миллион вспышек в секунду

Самый мощный в мире рентгеновский лазер готов к работе после капитального ремонта. Мощная модернизация стэнфордского линейного источника когерентного света (LCLS), LCLS-II использует температуры ниже, чем в глубоком космосе, для ускорения электронов почти до скорости света и испускания миллиона рентгеновских вспышек в секунду.

LCLS-II — это то, что известно как жесткий рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL), инструмент, предназначенный для получения изображений микроскопических объектов с высоким разрешением и в сверхбыстрых временных масштабах.

Его предшественник использовался для изображения вирусов, воссоздания условий в центре звезды, кипячения воды в состояниях плазмы, более горячей, чем ядро ​​Земли, создания максимально громкого звука и создания «алмазного дождя», который мог бы падать на таких планетах, как Нептун.

Недавно завершенная вторая фаза прибора будет способна на гораздо большее. Рентгеновские импульсы от LCLS-II будут в среднем в 10 000 раз ярче, чем у его предшественника, и каждую секунду он будет испускать миллион таких импульсов — огромное увеличение по сравнению со 120 импульсами в секунду у оригинала.

«Всего за несколько часов LCLS-II произведет больше импульсов рентгеновского излучения, чем нынешний лазер сгенерировал за всю свою жизнь», — сказал Майк Данн, директор LCLS.

«Данные, на сбор которых раньше могли уйти месяцы, теперь можно получить за считанные минуты. Это выведет рентгеновскую науку на новый уровень, проложив путь для целого ряда новых исследований и расширив наши возможности по разработке революционных технологий для решения некоторых из самых серьезных проблем, стоящих перед нашим обществом».

LCLS-II работает так же, как и первое поколение — электроны генерируются, а затем ускоряются вниз по длинной трубе, прежде чем они попадут в «ондулятор», который заставляет их колебаться, пока они не отбрасывают рентгеновские лучи из стороны в сторону. Но теперь каждый шаг этого процесса был обновлен.

Самая большая переделка — ускоритель посередине. Если раньше электроны направлялись по медной трубе при комнатной температуре, то в LCLS-II используется набор из 37 криомодулей для охлаждения оборудования до -271 °C, что немного выше абсолютного нуля. Он делает это путем подачи жидкого гелиевого хладагента в модули от двух больших гелиевых криоустановок.

Поперечный разрез одного из криомодулей LCLS-II
Поперечный разрез одного из криомодулей LCLS-II. Когда электроны движутся через серию ниобиевых полостей, колеблющееся электрическое поле передает им энергию, ускоряя их почти до скорости света. © SLAC

При таких низких температурах полости из металлического ниобия внутри модулей становятся сверхпроводящими, что позволяет электронам проходить с нулевым сопротивлением.

Микроволны используются для питания колеблющегося электрического поля, которое резонирует внутри этих полостей, синхронизируясь с ритмом проходящих электронов и передавая им энергию. Эта добавленная энергия ускоряет электроны, так что к тому времени, когда они проходят через все 37 криомодулей, они движутся со скоростью, близкой к скорости света.

Затем электроны переходят в ондуляторы, которые используют сильные магниты, чтобы тянуть электроны из стороны в сторону, заставляя их колебаться и испускать рентгеновские лучи.

Новые ондуляторы могут генерировать как «жесткие», так и «мягкие» рентгеновские лучи, которые полезны для разных целей — жесткие рентгеновские лучи могут детально отображать отдельные атомы, а мягкие рентгеновские лучи могут показывать потоки энергии между атомами и молекулами.

По словам ученых, криомодули достигли своей низкой температуры в апреле, и теперь прибор готов к испытаниям с первыми электронами. Ожидается, что LCLS-II начнет производить рентгеновские лучи к концу года. Как только это произойдет, ожидается, что объект предоставит новое понимание химии, биологии, вычислений и квантовой механики.

Источник: SLAC

Показать больше
Back to top button