Впервые исследование показало, как романтическая любовь перестраивает мозг
Нейробиологи изучили систему поведенческой активации (BAS), которая срабатывает в ответ на положительные эмоции, такие как волнение и счастье.
Впервые ученые обнаружили, как система поведенческой активации мозга может подавлять другие когнитивные функции и внешние раздражители, когда мы испытываем романтическую любовь, направляя всепоглощающее внимание на другого человека. Это еще один шаг к разгадке поведенческой тайны влечения, которая продолжает ставить в тупик ученых, да и всех остальных.
«На самом деле мы очень мало знаем об эволюции романтической любви», — сказал Адам Боде, ведущий исследователь Австралийского национального университета (ANU). «В результате каждое открытие, которое говорит нам об эволюции романтической любви, является важной частью головоломки, которую мы пытаемся разгадать».
Ученые обследовали 1556 молодых людей, которые идентифицировали себя как «влюбленные», чтобы найти химические пути и поведенческие факторы, которые определяют, каким образом сигналы мозга запускаются одним новым мощным стимулом.
Они изучили систему поведенческой активации (BAS), которая срабатывает в ответ на положительные эмоции, такие как волнение и счастье. Она также мотивирует поведение, которое может принести вознаграждение или достичь какой-то полезной цели. Предыдущие исследования связывали чувствительность BAS с более сильным сексуальным влечением и возбудимостью.
Хотя гормональный химический мессенджер — гормон окситоцин, чаще всего связан с романтической любовью, исследователи обнаружили, что активность BAS была ответственна за то, как другой человек мог быстро стать центром чьего-то внимания, отдавая приоритет стимулам, связанным с ним.
«Мы знаем, какую роль окситоцин играет в романтической любви, потому что мы получаем его волны, циркулирующие по нашей нервной системе и кровотоку, когда мы взаимодействуем с близким человеком», — говорит Фил Кавана из Университета Канберры. «Однако то, что близкие люди приобретают особую важность, связано с сочетанием окситоцина с дофамином, химическим веществом, которое наш мозг выделяет во время романтической любви. По сути, любовь активирует пути в мозгу, связанные с положительными чувствами».
Но в отличие от затронутой одной области мозга, чувствительность BAS имеет широкое распространение. Чувствительность к BAS была связана с большей активностью в VTA-прилежащем ядре (вентральная область покрышки, часть среднего мозга) и орбитофронтальной коре; а реакция на вознаграждение BAS связана с большей активностью латеральной префронтальной коры, передней поясной извилины и вентрального полосатого тела головного мозга. Между тем, возбуждение BAS было связано с меньшей активностью в оболочке, хвостатом теле и таламусе.
«Изменение регионального объема серого вещества в вентромедиальной префронтальной коре и нижней теменной доле также связано с показателями по шкале BAS», — отмечают исследователи. «Есть также доказательства того, что уровни глутамата в сети вознаграждений способствуют индивидуальным различиям в реакции на вознаграждение BAS. Структуры обычно совпадают со структурами романтической любви».
По сути, конкретный стимул – любимый человек – приводит к тому, что BAS запускает масштабные изменения во всем мозге, подпитываемые активностью окситоцина и дофамина, в результате чего этот стимул, по-видимому, ценится выше всех остальных.
Это сложный механизм, но он проявляется в таком поведении, как возведение человека «на пьедестал» и в полном поглощение повседневной жизни новой романтической любовью.
Теперь исследователи надеются изучить, как мужской и женский мозг могут иметь разные пути и активность BAS в своих когнитивных реакциях на романтическую любовь.
«Исследования функциональной магнитно-резонансной томографии могут начать выявлять конкретный вклад BAS в интенсивность романтической любви или специфические особенности романтической любви», — говорят исследователи.
«Последствия исследований, представленных в этой статье, выходят за рамки лучшего понимания механизмов романтической любви. Они также дают представление об истории эволюции романтической любви».
Исследование было опубликовано в журнале Behavioral Sciences.