Секвенирован геном неандертальской женщины из Чагырской пещеры
Геном дает представление о структуре и истории неандертальской популяции и позволяет идентифицировать геномные особенности, уникальные для этих человеческих собратьев.
Международная группа исследователей секвенировала и проанализировала геном неандертальской женщины из Чагырской пещеры в горах Алтая, возраст которой оценивается в 80 тыс.лет.
Геном дает представление о структуре и истории неандертальской популяции и позволяет идентифицировать геномные особенности, уникальные для этих человеческих собратьев.
Неандертальцы и денисовцы — ближайшие эволюционные родственники современных людей. Анализ их генома показал, что они вносят генетический вклад в жизнь современных людей, живших за пределами Африки.
Однако геномы только двух неандертальцев и одного денисовца были секвенированы с высоким качеством.
Один из этих геномов неандертальцев был получен от индивидуума (Виндия 33), найденного в пещере Виндия в Хорватии, тогда как другой геном неандертальцев (Алтайский неандерталец) и геном Денисовца (Денисовец 3) были получены из образцов, обнаруженных в Денисовой пещере в горах Алтая.
В новом исследовании ученые секвенировали геном фаланги неандертальца (Чагырская 8), найденной в 2011 году в Чагырской пещере, которая находится примерно в 100 км от Денисовой пещеры.
Исследователи установили, что женщина жила 80 000 лет назад, примерно через 30 000 лет после Алтайского неандертальца и за 30 000 лет до Виндии 33.
Они также обнаружили, что «Чагырская Неандерталка» была самкой и что она была более тесно связана с Виндией 33 и другими неандертальцами в Западной Евразии, чем с Алтайским неандертальцем, жившим ранее в горах Алтая.
“Таким образом, Чагырская 8 связана с популяциями неандертальцев, которые переселились на восток где-то между 120 000 и 80 000 годами назад”, — говорят исследователи.
Интересно, что артефакты, найденные в Чагырской пещере, имеют сходство с коллекциями артефактов в Центральной и Восточной Европе, что позволяет предположить, что неандертальские популяции, пришедшие из Западной Евразии в Сибирь, возможно, принесли с собой свою материальную культуру.
Некоторые из этих прибывающих неандертальцев столкнулись с местными денисовскими популяциями, и производили совместное потомство.
По вариациям в геноме авторы подсчитали, что Чагырская 8 и другие сибирские неандертальцы жили в относительно изолированных популяциях количеством менее 60 особей.
Напротив, неандерталец из Европы, денисовец из Горного Алтая и древние современные люди, по-видимому, жили в популяциях больших размеров.
Когда ученые проанализировала геном Чагырской-8 вместе с двумя ранее секвенированными геномами неандертальцев, они обнаружили, что гены, экспрессируемые в части мозга, называемой стриатумом, возможно, изменились особенно сильно, предполагая, что стриатум, возможно, развил уникальные функции у неандертальцев.
“Мы обнаружили, что гены, экспрессируемые в стриатуме в подростковом возрасте, демонстрируют больше изменений, которые изменяют полученную аминокислоту по сравнению с другими областями мозга”, — говорят исследователи.
Полученные результаты позволяют предположить, что стриатум — часть мозга, которая координирует различные аспекты познания, включая планирование, принятие решений, мотивацию и восприятие вознаграждения, возможно, играл уникальную роль у неандертальцев.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.