АнтропологияАрхеология

Древние люди использовали шкуры пещерных медведей 320 000 лет назад

Древние кости, найденные при археологических раскопках в Германии, позволяют предположить, что древние предки людей использовали медвежьи шкуры по крайней мере 320 000 лет назад.

Отметины, обнаруженные на костях фаланг и плюсневых костей пещерного медведя (Ursus spelaeus), представляют собой одно из самых ранних известных свидетельств этого и демонстрируют одну из мер, которые наши древние родственники использовали, чтобы выжить в суровых зимних условиях.

«Эксплуатация медведей, особенно пещерных, является предметом постоянных дискуссий уже более века и имеет отношение не только к диете гоминидов, но и к использованию шкур», — пишет группа исследователей во главе с археозоологом Иво Верхейеном из Университет Тюбингена в Германии.

«Отслеживание истоков эксплуатации шкур может способствовать пониманию стратегий выживания в холодных и суровых условиях Северо-Западной Европы в среднем плейстоцене».

Район, окружающий немецкий город Шенинген, десятилетиями вызывал интерес у археологов. В 1990-х годах исследователи обнаружили множество древних артефактов в близлежащем карьере, в том числе самое старое из когда-либо обнаруженных цельных деревянных орудий — набор копий, датируемый возрастом от 300 000 до 337 000 лет назад.

Пещерный медведь — доисторический вид медведя, обитавший в Европе и Азии в плейстоцене и вымерший около 24 000 лет назад во время последнего ледникового максимума. И слово «пещера», и научное название spelaeus используются потому, что окаменелости этого вида в основном находили в пещерах. Это отражает мнение экспертов о том, что пещерные медведи, возможно, проводили в пещерах больше времени, чем бурые медведи, которые используют пещеры только для зимней спячки.

Другие предметы включали каменные орудия труда, костяные орудия и ряд костей животных, в том числе пещерных медведей. И на многих из этих костей были порезы — признак того, что древние люди разделывали животных.

Но порезы на двух костях лап были любопытными. Мало того, что они были маленькими и точными, тот факт, что они вообще находились там, был поводом для исследования.

«Следы порезов на костях часто интерпретируются в археологии как указание на использование мяса», — объясняет Иво Верхейен. «Но из костей конечностей вряд ли можно извлечь много мяса. В этом случае мы можем приписать такие тонкие и точные порезы тщательному снятию шкуры».

Homo heidelbergensis в медвежьих шкурах
Впечатление художника от двух людях Homo heidelbergensis в медвежьих шкурах. © Benoît Clarys

Ученые сравнили кости с другими примерами следов порезов на костях медвежьих лап, проанализированных в научной литературе и в конечном итоге приписанных снятию шкуры. Следы порезов на костях, найденных в Шенингене, были достаточно похожи, чтобы археологи пришли к выводу, что древние люди (либо гейдельбергский человек, либо неандертальцы) снимали шкуры с медведей, когда это место использовалось.

Шкуры, вероятно, обеспечивали людям лучшую защиту в холода. У медведей густая шерсть в самые теплые времена; зимой она дополняется отрастанием мягкого подшерстка, обеспечивающего дополнительную защиту от холода. Хотя в то время мир находился в межледниковом периоде, то есть между ледниковыми периодами, относительно теплыми, зимы все равно были суровыми.

«Эти недавно обнаруженные порезы свидетельствуют о том, что около 300 000 лет назад люди в Северной Европе могли выживать зимой отчасти благодаря теплым медвежьим шкурам», — говорит Иво Верхейен.

Естественно возникает вопрос о том, как были получены шкуры. Для того, чтобы шкуру медведя можно было использовать, ее нужно снять довольно быстро после смерти, поэтому сидеть и ждать, пока пещерный медведь упадет замертво, вряд ли будет полезной стратегией. К счастью, кости и оружие, найденные на этом месте, подсказывают ответ.

«Если на месте археологических раскопок находят останки только взрослых животных, это обычно считается признаком охоты. В Шенингене все кости и зубы медведя принадлежали взрослым особям».

Таким образом, все вместе взятые останки медведя в Шенингене позволяют предположить, что люди охотились на медведей, а затем снимали с них шкуры. Как именно они использовали эти шкуры, остается открытым вопросом, но маловероятно, что такие группы людей ходили голыми, говорят исследователи; следовательно, велика вероятность, что шкуры медведей использовались либо для ношения, либо для сна.

Исследование было опубликовано в журнале Human Evolution.

Показать больше
Back to top button