Создан шахматный тренажер с искусственным интеллектом
Сотрудники кафедры алгоритмических языков факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова разработали новую шахматную программу, которая оценивает сделанный ход и предоставляет пользователю информацию о перспективах игры.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции «Ломоносовские чтения-2024».
В ходе работы были рассмотрены классические и нейросетевые шахматные алгоритмы. На основе этих методов была создана программа, обыгрывающая противников с первым разрядом по системе рейтингов ЭЛО (международная рейтинговая система, используемая для оценки уровня мастерства шахматистов). Программа оценивает ходы игрока и предоставляет текстовые объяснения, что полезно для анализа ошибок и улучшения навыков игры.
«В случае выполнения неудачного хода пользователь может в отдельном окне увидеть последовательность ходов — вариант игры, предлагаемый программой для текущей позиции», — отметил магистрант ВМК МГУ Владимир Оганесян.
Программа включает методы, такие как Alpha-Beta процедура, перебор с нулевым окном, Principal Variation Search, хэш-таблицы с Zobrist-ключами и методы сортировки перемещений. Также она оснащена графическим интерфейсом для удобного взаимодействия с пользователем.
Для определения уровня игры разработанной программы были проведены тестовые партии с компьютерными программами разного уровня. В качестве программ-соперников были выбраны игроки с известных шахматных сайтов.
Тестовые партии проводились вручную без контроля времени. По их результатам удалось оценить уровень игры разработанной программы в 1800–2000 пунктов рейтинга ЭЛО, что соответствует первому шахматному разряду по рейтингу международной шахматной федерации (ФИДЕ). Эта оценка была определена по указанному рейтингу противников, которых удалось обыграть.
При проведении тестовых партий с сайта использовалась шахматная программа Stockfish 14, у которой можно менять уровень игры по рейтингу ЭЛО, а с другого сайта использовались компьютерные игроки Wally (с рейтингом ЭЛО 1800) и Li (с рейтингом ЭЛО 2000).
Точность игры — это оценка, измеряющая точность сделанных игроком ходов по шкале от 0 до 100 в сравнении с ходами сильнейших шахматных программ. По анализу, проведённому на сайте, точность игры разработанной программы достигала 95,2%.
«Наш подход позволяет использовать программу как игрока-помощника при обучении или подготовке к турнирам», — добавила Юлия Корухова, доцент кафедры алгоритмических языков ВМК МГУ.
После того как программы стали обыгрывать гроссмейстеров не интересно стало в шахматы играть. Зачем держать в голове множество партий, считать ходы если компьютер с этим справляется лучше. Я думал что ИИ старается подстроиться под уровень игрока, чтобы игроку было интересно играть. Я играл с шахматной программой в 90-е, больше проигрывал, побеждать удавалось только жертвуя фигуры. Ты как бы видишь перспективу в развитии своей позиции, но не можешь это просчитать, программа тоже не может и хватается за материальный перевес.