Человек и общество

Сущность выборов

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3), носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Россия провозглашается государством народовластия или, демократическим государством.

Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане[1].

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии:

· формы представительной демократии, с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы);

· формы непосредственной демократии, с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.).

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения и выражают волю тех, кого они предоставляют, т. е. народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — непосредственное волеизъявление народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов.

Таким образом, институт выборов является неотъемлемой частью любого демократического государства. В данной работе рассмотрим сущность выборов, а также их роль и значение в современном Российском государстве.

1. Понятие и сущность выборов

Выборы — это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования.

В определении института выборов понятие представительной власти употребляется в широком смысле слова. Оно включает органы публичной власти и должностных лиц, которые посредством выборов получают право принимать властные решения от имени народа, являясь, таким образом, его представителями. В правоведении же представительная власть ассоциируется, прежде всего, с законодательными органами.

Все многообразие выборов классифицируют по различным основаниям.

По уровню проведения выборы бывают: национальные; региональные; муниципальные.

В России на национальном (федеральном) уровне избираются Государственная Дума и Президент; на региональном уровне — законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; на муниципальном уровне — представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

По видам выборов выделяются: очередные и внеочередные; всеобщие и частичные; первичные и повторные.

В избирательном законодательстве разных стран существуют собственные толкования различных видов выборов. В избирательном законодательстве нашей страны закреплены следующие виды выборов:

· очередные, т. е. те, которые проводятся по истечении законодательно установленного срока полномочий выборных (законодательных и исполнительных) органов государственной и муниципальной власти;

· досрочные, которые проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов государственной и муниципальной власти (например, в связи с роспуском парламента, отставкой и т. п.);

· дополнительные проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т. е. мандата, замещенного при основных выборах, но освободившегося в результате того, что полномочия замещавшего его депутата прекращены;

· частичные проводятся в порядке ротации части депутатов, органов государственной и муниципальной власти. В России такой вид выборов возможен на региональном и местном уровнях;

· повторные выборы проводятся в случаях, если очередные, досрочные, дополнительные, частичные выборы признаны несостоявшимися или их результаты — недействительными[2].

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования, проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления.

Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия)[3].

2. Стадии избирательного процесса

В понимании роли института выборов немаловажную роль играет изучение самой процедуры выборов. Рассмотрим более подробно стадии избирательного процесса.

На самом первом этапе происходит назначение даты выборов, затем устанавливаются избирательные округа и избирательные участки.

Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный участок — территориальная единица, образуемая в период выборов для проведения голосования и подсчета голосов. На территории избирательных участков действуют участковые избирательные комиссии и составляются списки избирателей, обладающих активным избирательным правом на соответствующей территории. В соответствии с российским законодательством избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования, из расчета не более чем 3000 избирателей на один участок. Границы избирательного участка не должны пересекать границы избирательного округа.

Избирательное законодательство также допускает образование избирательных участков за пределами территории России — руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений; в местах временного пребывания избирателей (больницах, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и др.) — главой местной администрации по согласованию с вышестоящей комиссией; в труднодоступных и отдаленных местностях — вышестоящей комиссией по согласованию с руководителем расположенного там объекта[4].

Следующим этапом является создание избирательных органов.

Затем происходит регистрация избирателей, наступает период выдвижения кандидатов или партийных списков и начинается агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов.

Следующий этап – голосование. Голосование — способ принятия решения группой людей (электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы.

В демократической системе, голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При закрытом голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Если способы открытого голосования разнообразны — от собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием интернета, то для закрытого голосования необходимы специальные помещения и приспособления — избирательный участок, оборудованный кабинками и урнами для голосования[5].

После того, как каждый гражданин проголосовал, наступает следующая стадия избирательного процесса. Это опрос на выходе, или экзит-поллы.

Эксит-полл (в пер. с англ. — выходной опрос) — опрос граждан, производимый социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования, с целью предсказать его результаты.

Выходящих из избирательных участков опрашивают (анонимно), за кого они проголосовали. Исходя из предположения, что большинство отвечают правдиво, данные таких опросов используют для проверки с официально публикуемыми данными голосования. В день выборов данные эксит-полла освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования.

Эксит-полл выполняет информационную и контрольную функции. Во-первых, предварительно знакомит общественность с результатами выборов, а во-вторых, минимизирует возможности намеренного искажения результатов выборов.

И, наконец, в завершении процедуры голосования осуществляется подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией.

При оценки результатов голосования подсчитываются голоса всех пришедших на избирательный участок граждан, а также тех, кто в силу обстоятельств голосовал дома.

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. В соответствии с избирательным законодательством, избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. Хотя, на практике бывают случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти в деятельность избирательных комиссий[6].

В завершении, на последнем этапе осуществляется контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно — правовые споры; ответсвенность за избирательные правонарушения.

3. Роль института выборов

Посредством выборов народ вручает своим представителям: Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам права на осуществление своей власти.

Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Институт всеобщих выборов является одним из важнейших элементов современной политической системы. Именно роль института выборов, как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловило то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.

Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых с помощью выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывают все уровни государственности — от центрального до местного, от Президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей[7].

Первый элемент равного избирательного права наличие у каждого избирателя только одного голоса. Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях. Голосование на выборах является тайным. Участие гражданина в выборах является добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Выборы — единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления[8].

Надо отметить, что в ныне действующей избирательной системе практически отсутствуют механизмы контроля депутатов в процессе их деятельности со стороны избирателей. Нет механизма отчетов перед населением и практической возможности отзыва депутатов не оправдавших ожидания избирателей. Таким образом, реальная возможность граждан влиять на формирование политики государства, ограничена.

Выборы есть способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, выборы выступают как часть представительного властвования жителей и его исходное начало. По своей сути выборы есть связь представительных институтов непосредственной демократии.

Неизбежность представительной системы в современном обществе стала политической аксиомой. Важнейшим же механизмом ее реализации являются выборы. Данный факт не означает, что выборы являются единственной процедурой формирования институтов политической власти, поскольку используется также и процедура назначения должностных лиц. Однако отсутствие института выборов или их декоративный характер не позволяют считать политическую систему демократической.

Значение института выборов определяется не только тем, что процедура регулярной сменяемости носителей власти в результате всеобщих свободных конкурентных и справедливых выборов всегда сопровождает процесс демократизации политической системы, и не только тем, что этот институт выступает в качестве важнейшего атрибута эталонных демократий. Выборы являются одним из механизмов формирования разветвленной системы институтов политической власти. В данном контексте значение института выборов в политической жизни общества определяется тем, каков перечень органов власти и должностных лиц, подлежащих избранию.

Посредством выборов формируются политические институты, которые наделены значительными властными полномочиями.

Это принятие законов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти; принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением; установление налогов; формирование правительства; формирование судебных органов; руководство внешней политикой; решение вопросов обороны и безопасности; объявление чрезвычайного и военного положения; решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; осуществление правосудия; решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, землеустройства, торговли и др.

В каждом государстве особенностей механизма разделения властей и политических традиций объем этого перечня различен. Но за обладание властью развертывается острая политическая борьба, и именно выборы становятся ареной для этого противоборства. Чем весомее в политической стратификации властная позиция, тем более жестокое соперничество характеризует избирательную кампанию.

Несмотря на то, что сама процедура выборов, права и обязанности ее участников достаточно подробно определяются действующим законодательством, это не исключает нарушений избирательных норм, использования некорректных избирательных технологий; возникновения спорных ситуаций, решение которых вызывает неоднозначную оценку[9].

Место и роль института выборов определяются также функциями, которые они выполняют в политической системе общества.

Можно выделить следующие основные функции:

1) Представительство общественных интересов. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до институтов власти, оказать влияние на принятие политических решений. Важнейший канал передачи групповых интересов — выборы, когда избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить их ожидания.

Однако, серьезная проблема заключается в том, чтобы состав представительного органа или выбор должностного лица действительно выражали волю народа. Использование той или иной процедуры определения результатов выборов может заметно исказить предпочтения, высказанные избирателями, не говоря уже о фальсификации итогов голосования.

2) Легитимация власти.

Власть, избранная народом, является легитимной. Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Выборы придают черты легитимности власти в том случае, если их организация и проведение, а также действующее избирательное право соответствуют ряду принципов. Такая власть вызывает доверие к ней со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентациям и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею политических решений.

Не случайно одним из показателей кризиса легитимности власти могут служить результаты выборов, в частности, когда заметное число тех, кто претендует на продление своих властных полномочий, не получает поддержки граждан.

3) Социальный барометр политической жизни.

Посредством механизма выборов проявляется отношение граждан к важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняются степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, специфика политических предпочтений граждан.

4) Рекрутирование политической элиты.

В современной демократии выборы являются важным механизмом формирования и обновления политической элиты, в качестве селектората (тех, кто отбирает в состав элиты) выступают практически все граждане. Выборы дают им возможность передавать бразды правления тем, кого они считают достойными осуществлять властные полномочия. Но далеко не всегда граждане имеют достаточные сведения о тех кандидатах, за которых они подают свои голоса.

Часто они не имеют возможности выбирать между лучшим и хорошим. Зачастую у них есть альтернатива выбора лишь между плохим и худшим. Выбор в день голосования делают избиратели, но рамки этих предпочтений формируются элитой.

5) Институализация политического участия граждан.

В рамках политического процесса его субъекты (индивиды и группы людей), осуществляют различные действия по реализации своих интересов. Формы их политического поведения также различны.

Для поддержания стабильности политической системы важно, чтобы влияние рядовых граждан на институты власти осуществлялось не столько в формах стихийных акций, сколько в формах, соответствующих принятым в данном обществе правилам «политической игры». А важнейшая институциональная форма политического участий при демократии — это голосование на выборах.

6) Политическая социализация.

Хотя степень вовлеченности граждан в политику в целом в любом обществе невелика, эта сфера деятельности, естественно, не находится за рамками социальной системы. Поскольку человек не может жить в обществе и быть свободным от него, он должен сформировать навыки взаимодействия с ним, в том числе навыки адаптации к его политической системе.

Умение ориентироваться в политическом пространстве и использовать механизмы политики для отстаивания своих интересов приобретается в процессе политической социализации.

В ходе избирательной кампании конкурирующие политические силы и кандидаты в борьбе за голоса избирателей осуществляют интенсивное коммуникативное воздействие на индивидов, способствуя одновременно формированию тех или иных политических убеждений, ценностей, поведенческих стандартов. И само участие граждан в выборах приобщает к законно одобренным способам политического взаимодействия, формирует уважение к государственным институтам, способствует осознанию своей гражданской ответственности[10].

Заключение

Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет народа – это первоисточник власти.

В условиях современной демократии выборы являются стержневым институтом проявления политической роли народа как источника власти. Для большинства граждан они являются единственной формой реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты или правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс.

Сложившаяся в России избирательная система стала важным инструментом обеспечения политической стабильности, определила, долгосрочную ориентацию на приверженность демократическим правилам игры.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. — М.: АСТ», 2001.

2. , . Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

3. Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.

4. Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. – М., 2002.

5. Зотова и общество: проблемы взаимодействия. – М., 2001.

6. Федеральный Закон от 01.01.2001 N 67-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007)

7. Материалы сайта http://ru. wikipedia. org

8. Политическая теология. Сборник. – М.: КАНОН-прес-Ц, 2000.

9. Усольцева, А Законодательство о выборах: надзор за исполнением / / Законность. М. , 1995. N 11.

10. Афанасьев избирателей и электоральная политика в России / / Политические исследования. М., 1995. N 3.

[1] Конституция Российской Федерации. — М.: АСТ», 2001.

[2] Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. – М., 2002.

[3] , . Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

[4] Материалы сайта http://ru. wikipedia. org

[5] Федеральный Закон от 01.01.2001 N 67-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

[6] Материалы сайта http://ru. wikipedia. org

[7] , . Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

[8] Федеральный Закон от 01.01.2001 N 67-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

[9] Зотова и общество: проблемы взаимодействия. – М., 2001.

[10] Политическая теология. Сборник. – М.: КАНОН-прес-Ц, 2000.

Поделиться в соцсетях
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button