Триасовый хищник Метопозавр вел донный образ жизни
Палеонтологи исследовали кости плечевого пояса вымершего вида земноводных под названием Metoposaurus krasiejowensis.
Metoposaurus krasiejowensis жил на территории современной Польши между 225 и 215 миллионами лет назад (триасовый период).
Это древнее существо особенно известно своим большим и толстым кожным грудным поясом.
Кроме того, рядом с ним сосуществовали более крупный вид темноспондила, Cyclotosaurus intermedius и крокодилоподобные рептилии, известные как фитозавры.
«Некоторые исследователи считают, что современные лягушки, жабы и саламандры могут быть потомками этих темноспондильных», — говорят ученые.
«Метопозавриды разительно отличаются от других видов темноспондильных из-за их больших округлых вершин черепа, массивных плечевых костей и небольшого тазового пояса с маленькими ногами».
В 1913 году немецкий палеонтолог Эберхард Фраас впервые предложил роль костей грудного пояса метопозавридов в качестве груза для достижения отрицательной плавучести.
Похожая стратегия используется ламантинами, которые используют вес своих грудных костей, чтобы погружаться в мелководную прибрежную среду обитания, чтобы пастись под водой на водорослях.
«Большая кость не обязательно должна быть тяжелой. Плотность кости имеет решающее значение для понимания такой адаптации», — объясняют исследователи.
«Подобно свинцовым гирям при нырянии, тяжелые кости облегчают спуск. В противном случае пришлось бы использовать много мышечной энергии, чтобы компенсировать сопротивление плавучести за счет гребных движений во время погружения».
«Гипотеза Эберхарда Фрааса поднимает вопрос о том, действительно ли плечевые кости метопозавридов были тяжелыми».
В ходе исследования авторы изучили внутреннюю микроструктуру костей Metoposaurus krasiejowensis, чтобы посмотреть, действительно ли там было много костной массы.
Они сосредоточились на двух вопросах: способствовали ли плечевые кости его подводному образу жизни и занимали ли молодые и старые метопозавриды разные ниши на разных глубинах воды?
Чтобы проверить эти гипотезы, исследователи вскрыли два элемента плечевого пояса: ключицу и межключичную кость, расположенную между парными ключицами.
Они взяли очень тонкие срезы этих костей и исследовали их под микроскопом. Затем срезы сканировали и преобразовывали в черно-белые изображения.
Используя эти данные, программа для подсчета пикселей рассчитала процент компактности.
По мере того, как кость увеличивается в размерах, поры внутри сводят на нет дополнительный вес из-за роста кости. Эти поры обеспечивают приток крови и кислорода к костям, когда животные живы.
Однако исследователи обнаружили, что межключичные кости Metoposaurus krasiejowensis все еще содержат много кости, даже у самых крупных экземпляров.
«Это говорит о том, что компактность кости в некоторых местах межключичных костей имеет поразительное сходство с компактностью грудных костей современных ламантинов», — говорят ученые.
«Межключичные кости помогли погружаться и позволили Metoposaurus krasiejowensis вести подводный образ жизни».
Эта интерпретация поддерживает гипотезу Фрааса и более поздних палеонтологов, которые описывали Metoposaurus krasiejowensis как хищника из засады, обитающего на дне.
Более того, молодые и старые метопозавры жили не на разной глубине воды, а в одной и той же подводной экосистеме, близкой к субстрату.
Учитывая тяжелые межключичные кости, Metoposaurus krasiejowensis всплывал на поверхность только для того, чтобы подышать. Затем он медленно погружался в глубины, чтобы дождаться добычи.
«В отличие от метопозавров, циклотозавры, возможно, жили ближе к поверхности воды, как современные крокодилы и аллигаторы».
Статья об исследовании была опубликована в Journal of Anatomy.