Человек и общество

Загадочная мумия девочки вызвала ожесточенные споры

Согласно недавно опубликованным исследованиям, останки мумии из Чили не являются остатками космического инопланетянина. Крошечное тело с его странными особенностями — острая голова, вытянутые кости — была предметом ожесточенных дебатов о том, человек это или инопланетянин.

Ученые получили доступ к телу, которое сейчас находится в частной коллекции, и их ДНК-тестирование доказало, что останки принадлежат человеческому плоду. Неразвитая девушка страдала от болезни костей и была ребенком от неизвестной женщины в местности Атакама.

Это исследование должно было положить конец спорам о мумии. Вместо этого они разгорелись с новой силой.

Власти в Чили осудили исследование. Они считают, что грабитель выкопал девушку из ее могилы и незаконно вывез ее из страны. Чилийское общество биологии и антропологии выступило с заявлением. Они задают вопрос: «Могли бы вы представить, что такое же исследование проводилось с использованием останков какого-то ребенка в Европе или Америке?»

Разграбление черепов для науки

Раньше мы видели большой интерес к человеческим останкам. Более века назад антропологи стремились собирать коллекции скелетов. Они строили науку о человечестве и нуждались в образцах черепов и костей, чтобы определить эволюционную историю и определить характеристики человеческих рас.

Исследователи опустошили кладбища и раскопали древние гробницы. Они взяли черепа с мест массового убийства. «Это самая неприятная работа, красть кости из могилы», — пробормотал отец антропологии, Франц Боас, — но кто-то должен ее сделать».

Случай с Qisuk (Кисак), человеком из племени инуитов (эскимосы), является особенно вопиющим примером. В 1897 году исследователь Роберт Пири привез Кисака и еще пять человек в Нью-Йорк из Гренландии, поэтому антропологи могли более легко изучить культуру этого коренных народов Севера. Четверо из них, включая Qisuk, вскоре умерли от туберкулеза.

Антропологи и врачи сговорились подделать захоронение Кисака, чтобы обмануть его выжившего 8-летнего сына, затем расчленили тело и освободили от тканей кости. Скелет Кисака был установлен в Американском музее естественной истории. (Сегодня до сих пор оспаривается вопрос о том, хранился ли он в музее или был выставлен на всеобщее обозрение).

К концу 20-го века в музеях США сохранились останки около 200 000 скелетов американских индейцев.

Эти скелеты помогли написать историю американского континента и способствовать признанию коренных культур. Тем не менее идеи, собранные из этих останков, дорого обошлись: религиозные свободы коренных американцев и права человека систематически нарушались.

Многие коренные американцы считают, что духи их предков осталось бродить по земле. Другие настаивают на том, что всем предкам должна быть предоставлена ​​честь быть погребенным, а их могилы должны быть защищены.

Этот мумифицированный плод был извлечен с кладбища Сан-Хосе в Гранаде.
Изображение: DESIREE MARTIN/AFP/Getty Images

Поиск согласия

Слишком долго ученые не задавали основных этических вопросов: кто должен контролировать коллекции человеческих останков? Каковы положительные и отрицательные последствия исследований, основанных на скелетах? И как ученые могут усилить, а не подрывать права людей, которых они изучают?

Одно из мест для поиска ответов — это отчет Бельмонта. Опубликованный в 1979 году, это был ответ научного сообщества на исследование Таскиги (Tuskegee), длившееся с 1932 по 1972 год в одноименном городе.

В течение 40 лет правительство США отказало в лечении нескольким сотням чернокожих мужчин, инфицированным сифилисом, чтобы следить за развитием болезни. К моменту прекращения эксперимента, в живых из 399 людей, на которых проводились исследования, осталось лишь 74 человека. 28 умерли от сифилиса, 100 — от осложнений, вызванных им. Было заражено 40 их жён и 19 детей, родившихся с врождённым сифилисом.

Отчет Бельмонта настаивал на том, что биомедицинские исследователи должны уважать людей, стараться делать добро, а также избегать вреда и справедливо распределять бремя и преимущества исследований.

Хотя эти руководящие принципы были предназначены для живых, они обеспечивают основу для изучения исследований мертвых. В конце концов, исследование мертвых в конечном итоге влияет на жизнь живых людей. Одним из способов обеспечения этих мер защиты является получение информированного согласия от отдельных лиц, родственников, сообществ или юридических властей до проведения исследований.

В своей защите журнал Genome Research, который опубликовал анализ чилийской мумии, заявил, что «образец» — девушка — не требует особого этического рассмотрения. Она юридически не квалифицируется как «человек», потому что она не жила. Таким образом, игнорируя права потомков, редакторы пришли к выводу, что спор «подчеркивает меняющийся характер этой области исследований и побуждает нас к тому, чтобы мы инициировали общественные обсуждения».

Безусловно, такие дискуссии необходимы. На той же неделе, когда история мумии попала в новости, The New York Times опубликовала интервью генетика Гарварда Дэвида Рейха. В статье отмечается, как скачок в исследованиях ДНК привел к внезапным, ярким достижениям в нашем понимании эволюции и истории человечества. Рейх сказал, что его мечта — «найти древнюю ДНК из любой культуры, известной археологии во всем мире».

Это прекрасное устремление. Но как ученые, так и общество теперь знают, что можно спросить: откуда эта ДНК? Кто даст свое согласие?

Показать больше
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button