Астрономия и космос

В галактике обнаружена еще одна странно мерцающая звезда

Астрономы, использующие телескоп в Чили, обнаружили звезду, чье странное затемнение и колебания яркости света напоминают звезду Табби, которая когда-то была предложена для размещения чужеродной инопланетной мегаструктуры.

Идея мегаструктуры, впервые выдвинутая в 2015 году, позже была отменена данными, свидетельствующими о том, что провалы, вероятно, происходят из частиц пыли, скрывающих свет звезды.

Поведение новой звезды, вероятно, также происходит не из-за инопланетян. Но это озадачивает, говорит астроном Роберто Сайто из Федерального университета Санта-Катарина в Флорианополисе, Бразилия. Он и его коллеги сообщили, что звезда мигает подобно Табби на arXiv.org.

«Мы не знаем, что это за объект, — говорит он. «И это интересно». У звезды может быть своего рода орбитальный мусор, который периодически блокирует звездный свет, но Сайто и его коллеги говорят, что им нужно больше наблюдений, чтобы выяснить, возможно ли это, или мерцание вызвано чем-то другим.

Исследователи искали сверхновые звезды, которые внезапно светлеют, когда они взрываются, когда команда заметила объект в данных, полученных с помощью телескопа VISTA в пустыне Атакама на севере Чили. Данные были частью более крупного обследования центра галактики, называемого VISTA Variables in the Vía Láctea, или VVV.

Вместо того, чтобы посветлеть, найденная звезда внезапно потускнела. Команда астрономов назвала ее VVV-WIT-07.

С 2010 по 2018 год яркость звезды увеличивалась и уменьшалась без какой-либо системы. Это было похоже на звезду Табби, за исключением того, что свет VVV-WIT-07 упал до 80 процентов, а звезда Табби сократила светимость всего на 20 процентов.

Есть еще одна мерцающая звезда — J1407. Эта звезда периодически тускнеет до 95 процентов, сообщил астроном Эрик Мамаек из Университета Рочестера в Нью-Йорке и его коллеги еще в 2012 году. Астрономы считают, что J1407 содержит орбитальную планету с огромной кольцевой системой, которая периодически затмевает звезду.

Обнаружение нескольких звезд, которые все тускнеют спорадически, может означать, что источники такого мерцания, какими бы они ни были, должны быть относительно распространенными, говорит астроном Табета Бояджян из Университета штата Луизиана в Батон-Руже, тезка звезды Табби.

«Если это явление совпадает с тем, что происходит со звездой Табби, то мы не можем ссылаться на сложное объяснение того, что происходит в обеих системах», — говорит Табета Бояджян. «Если вы начинаете видеть звезды, похожие на Табби повсюду, то это должна быть обычная вещь, которая происходит в природе. Это действительно здорово.» Но она еще не уверена, что звезды похожи.

Поскольку VVV-WIT-07 расположена в плоскости Галактики, вид с Земли на звезду полон пыли, что затрудняет выяснение таких деталей, как расстояние до звезды и даже то, какая это звезда. Например, если это молодая переменная звезда, то ее провалы в светимости могут быть легко объяснены. Тогда астрономам не нужно будет придумывать орбитальные кольца или другие странные вещи. «Нам нужно больше данных» — говорит Табета Бояджян.

Роберто Сайто и его коллеги надеются проследить за звездой с помощью более крупных телескопов, таких как 8,1-метровый телескоп Gemini или Atacama Large Millimeter Array (ALMA).

R.K. Saito et al. VVV-WIT-07: another Boyajian’s star or a Mamajek’s object? arXiv: 1811.02265. Posted November 6, 2018.