Астрономия и космос

Астрономы впервые обнаружили скрытую черную дыру

Ученые обнаружили скрытую черную дыру из-за ее воздействия на межзвездное газовое облако

Астрономы обнаружили скрытую черную дыру из-за ее воздействия на межзвездное газовое облако. Эта черная дыра средней массы является одной из более чем 100 миллионов таких «тихих» черных дыр, которые, как ожидается, будут скрываться в галактике. Полученные результаты предоставляют новый метод для поиска других скрытых черных дыр и помогают нам понять рост и эволюцию черных дыр.

Черные дыры — это объекты с такой сильной гравитацией, что ничто, в том числе свет, не может вырваться из-за горизонта событий. Поскольку черные дыры не излучают свет, астрономы могут сделать вывод о их существовании от влияния их гравитации на другие объекты.

Масса черных дыр варьируется примерно от пятикратной массы Солнца до сверхмассивных черных дыр, в миллионы раз превышающих массу Солнца. Астрономы считают, что маленькие черные дыры сливаются и постепенно превращаются в большие, но никто никогда не обнаруживал черную дыру средней массы, которая в сотни или тысячи раз превышает массу Солнца.

Исследовательская группа во главе с Шунией Такэкава в Национальной астрономической обсерватории Японии заметила HCN-0.009-0.044, газовое облако, странным образом движущееся вблизи центра галактики в 25 000 световых лет от Земли в созвездии Стрельца. Они использовали ALMA (большой миллиметровый / субмиллиметровый массив телескопов Atacama) для наблюдения облака с высоким разрешением и обнаружили, что оно вращается вокруг массивного невидимого объекта.

«Подробный кинематический анализ показал, что огромная масса, в 30 000 раз превышающая массу Солнца, была сконцентрирована в области, намного меньшей, чем наша солнечная система. Это и отсутствие какого-либо наблюдаемого объекта в этом месте настоятельно указывают на черную дыру средней массы. Анализируя другие аномальные облака, мы надеемся выявить другие подобные черные дыры», — говорят исследователи.

Томохару Ока, профессор Университета Кейо и руководитель группы, добавляет: «Важно, что эта черная дыра промежуточной массы была обнаружена всего в 20 световых годах от сверхмассивной черной дыры в центре Галактики. В будущем она упадет в сверхмассивную черную дыру, так же, как в нее в настоящее время падает газ. Этот прогноз поддерживает модель роста черной дыры через слияние».

Shunya Takekawa et al, Indication of Another Intermediate-mass Black Hole in the Galactic Center, The Astrophysical Journal (2019). DOI: 10.3847/2041-8213/aafb07