Астрономия и космос

Астрономы обнаружили летящий в космосе пульсар

Пульсары - это сверхплотные, быстро вращающиеся нейтронные звезды, оставшиеся после взрывов массивных звезд

Астрономы, использующие космический телескоп НАСА «Ферми» (Fermi Gamma-ray Space Telescope) и телескоп «NSF’s Karl G. Jansky Very Large Array», обнаружили пульсар, летящий в космосе со скоростью почти 1127 км/с. Названный PSR J0002 + 6216, пульсар имеет прямой след, направленный прямо на растущие обломки недавнего взрыва сверхновой, CTB 1.

Пульсары — это сверхплотные, быстро вращающиеся нейтронные звезды, оставшиеся после взрыва массивной звезды. Их периоды вращения колеблются от более 10 секунд до нескольких миллисекунд. С момента их открытия в 1967 году в ходе различных исследований было обнаружено более 2600 пульсаров.

PSR J0002 + 6216 был обнаружена в 2017 году в рамках проекта по гражданским наукам под названием Einstein @ Home.

Расположенный на расстоянии около 6500 световых лет в созвездии Кассиопея, этот пульсар вращается 8,7 раза в секунду, производя импульс гамма-излучения при каждом вращении.

«Этот пульсар полностью избежал остатков мусора от взрыва сверхновой. Пульсары очень редко получают достаточный толчок для того, чтобы мы это увидели», — сказал д-р Фрэнк Шинзель, астроном Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO).

Радионаблюдения с очень большой матрицей ясно показывают PSR J0002 + 6216 вне остатка материала сверхновой, с хвостом частиц в 13 световых лет позади него. Хвост указывает назад к центру взрыва сверхновой CTB 1.

«Измерение движения пульсара и отслеживание его в обратном направлении показывает, что он родился в центре остатка материала звезды, где произошел взрыв сверхновой. Сейчас пульсар находится в 53 световых годах от центра CTB 1», — говорят астрономы.

Остатки материала от взрыва сверхновой первоначально расширялись быстрее, чем было движение пульсара. Однако затем остатки замедлились из-за столкновения с тонким материалом в межзвездном пространстве, поэтому пульсар смог догнать и обогнать их.

PSR J0002 + 6216, очевидно, догнал остатки звезды примерно через 5000 лет после взрыва. Система теперь видна примерно через 10 000 лет после взрыва. Пульсар ускоряется в пространстве в 5 раз быстрее, чем средний пульсар, и быстрее, чем 99% объектов с измеренными скоростями. Он в конечном счете покинет нашу Галактику Млечный Путь.

Как именно ускорился пульсар до такой высокой скорости во время взрыва сверхновой, остается неясным, и дальнейшее изучение PSR J0002 + 6216 поможет пролить свет на этот процесс. Один из возможных механизмов связан с нестабильностью в коллапсирующей звезде, образующей область плотной, медленно движущейся материи, которая существует достаточно долго, чтобы служить «гравитационным буксиром», ускоряя зарождающуюся нейтронную звезду.