Астрономия и космосПланетология

Ученые нашли вероятный источник метана на Марсе

Тайна присутствия метана на Марсе скоро может быть окончательно разгадана

Тайна метана на Марсе может быть окончательно разгадана, поскольку ученые подтвердили наличие газа, указывающего на жизнь на Красной планете, а также на то, откуда он мог появиться.

За 15 лет, прошедших после того, как европейский зонд сообщил о следах газа в атмосфере Марса, разгорелись споры о точности показаний метана, который на Земле производится простыми формами жизни.

Поскольку газообразный метан рассеивается относительно быстро — в течение примерно 12 лет на Земле — из-за сложности наблюдения атмосферы Марса многие ученые поставили под сомнение предыдущие исследования, основанные на одном наборе данных.

Теперь международная группа экспертов сравнила наблюдения двух отдельных космических аппаратов, взятых в течении всего одного дня в 2013 году, чтобы найти независимые доказательства наличия метана на соседней планете.

Кроме того, они провели два параллельных эксперимента, чтобы определить, что наиболее вероятным источником метана на Марсе является ледяной покров к востоку от кратера Гейл, который сам по себе считался высохшим озером.

«Это очень захватывающе и в значительной степени неожиданно», — сказал Марко Джуранна из Римского национального института астрофизики. «Два совершенно независимых направления исследований указывают на одну и ту же общую область наиболее вероятного источника метана».

Европейский зонд Mars Express зафиксировал наличие метана как 15,5 частей на миллиард в атмосфере планеты над кратером Гейла 16 июня 2013 года. Присутствие метана в окрестностях было подтверждено показаниями, снятыми 24 часами ранее марсоходом НАСА Curiosity.

Используя данные, исследователи разделили область вокруг кратера на сетки размером 250 на 250 квадратных километров. Затем был проведен миллион сценариев выбросов, смоделированных компьютером, для каждого раздела, в то время как другая группа изучила изображения поверхности планеты на предмет особенностей, связанных с выделением метана на Земле.

Наиболее вероятным источником был пласт замороженного метана под горной породой, который, по мнению группы ученых, периодически выбрасывает газ в атмосферу. Исследователи говорят, что хотя метан является признаком жизни на Земле, его присутствие на Марсе не обязательно свидетельствует о наличии жизни на Красной планете.

«Метан важен, потому что он может быть индикатором микробной жизни», — говорит Марко Джуранна. «Но жизнь не обязана объяснять эти обнаружения, потому что метан может быть получен путем абиотических процессов».

«Хотя метан и не является прямой биосигнатурой жизни, он может повысить вероятность ее обнаружения на Марсе, поскольку некоторые виды микробов могут использовать метан в качестве источника углерода и энергии», — добавил он.

Хотя на Марсе нет жидкой воды, Европейское космическое агентство заявило в феврале, что его оборудование для съемки показало дополнительные свидетельства высыхания русел рек, предполагая, что Красная Планета когда-то могла быть домом для простых организмов.

По словам ученых, необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить протяженность метанового ледяного покрова вблизи кратера Гейл. По их словам, метан, содержащийся в нем, «может поддерживать устойчивое присутствие человека» на Марсе как возможный источник топлива для промышленных процессов и топлива для возвращения пилотируемых миссий на Землю.

Independent confirmation of a methane spike on Mars and a source region east of Gale Crater, Nature Geoscience (2019). DOI: 10.1038/s41561-019-0331-9 , https://www.nature.com/articles/s41561-019-0331-9