Астрономия и космос

Астрономы нашли вторую галактику без темной материи

Недавно открытая галактика находится на расстоянии в 65 миллионов световых лет от нас

В 2018 году группа астрономов обнаружила, что ультрадиффузная галактика NGC 1052-DF2 (сокращенно DF2) практически не содержит темной материи. Эта галактика примерно размером с наш Млечный Путь, но содержит в 200 раз меньше звезд, чем наша галактика. Она находится в созвездии Кита, на расстоянии около 65 миллионов световых лет, и является членом группы галактик NGC 1052. Теперь команда астрономов сообщает об обнаружении второй галактики в этом классе, расположенной в той же группе.

«Обнаружение второй галактики с очень малым или нулевым количеством темной материей столь же захватывающе, как и первоначальное открытие DF2», — говорит профессор Йельского университета Питер ван Доккум.

«Это означает, что шансы найти больше таких галактик сейчас выше, чем мы думали ранее. Поскольку у нас нет хороших идей о том, как были сформированы эти галактики, я надеюсь, что это открытие побудит ученых больше работать над этой загадкой».

Недавно открытая галактика, названная NGC 1052-DF4 (сокращенно DF4), по размеру, яркости и морфологии напоминает DF2 и тоже находится на расстоянии в 65 миллионов световых лет от нас.

«Как и DF2, она принадлежит к недавно открытому классу галактик, называемых ультрадиффузионными галактиками (UDG)», — говорят астрономы. «Они такие же большие, как Млечный путь, но имеют в 100-1000 раз меньше звезд, что делает их полупрозрачными, и поэтому их трудно наблюдать».

По иронии судьбы, отсутствие темной материи в этих галактиках укрепляет теорию о темной материи. Это доказывает, что темная материя является веществом, которое не связано с нормальной материей, так как оба могут быть найдены отдельно.

Это изображение Хаббла показывает ультрадиффузную галактику NGC1052-DF4; выделенные объекты представляют собой шаровые скопления