Астрономия и космос

Астрономы увидели самый мощный взрыв во Вселенной

Сила взрыва была в пять раз больше, чем предыдущий самый мощный взрыв возле черной дыры в скоплении галактик MS0735.6

Астрономы нашли доказательства самого мощного взрыва во вселенной. Используя данные космических рентгеновских телескопов XMM-Newton и Chandra, широкополосного массива Murchison (MWA) в Австралии и гигантского радиотелескопа Metrewave (GMRT) в Индии, ученые обнаружили, что «кратер» взрыва межгалактического масштаба был вызван сверхмассивной черной дырой, расположенной в скоплении галактик в созвездии Змееносца, состоящей из тысяч галактик в 390 миллионов световых лет от Земли.

Это действительно очень большой взрыв. В этом случае взрыв возле черной дыры в настолько велик, что кажется почти невероятным. «Мы могли бы поместить пятнадцать галактик Млечного пути подряд в кратер» — говорят ученые.

Пятнадцать Млечных Путей в поперечнике были бы равны 1 575 000 световых лет, или в полтора раза больше расстояния между Землей и галактикой Андромеды.

В центре этого межгалактического кратера и в ядре галактического скопления находится сверхмассивная черная дыра, которая обеспечивала энергию для этого невероятного взрыва, состоящего из мощных газовых струй и пучков рентгеновских лучей и радиоволн.

Фактически, именно размер этого взрыва стал причиной того, что в него не поверили, когда его увидели впервые. Согласно ЕКА, первая информация о взрыве была замечена в 2016 году, когда группа астрономов во главе с Норбертом Вернером посмотрела на данные рентгеновского излучения из области взрыва, собранные обсерваторией Чандра, где они увидели изогнутый край на рентгеновском изображении, но отвергли идею взрыва, образующего такую ​​кривую из-за огромного количества вовлеченной энергии.

Затем в более позднем исследовании было обнаружено такое же искривленное ребро в данных обсерватории XMM-Ньютон, которое было объединено с радионаблюдениями из MWA и GMRT, что подтвердило выводы Чандры и показало, что этот край является пределом области радиоизлучения, выделяющей газ.

Что было еще более удивительным, так это то, что, когда ученые подсчитали цифры, они обнаружили, что сила взрыва была в пять раз больше, чем предыдущий самый мощный взрыв возле черной дыры в скоплении галактик MS0735.6 + 7421.

В настоящее время взрыв черной дыры в созвездии Змееносца — это «ископаемое радио». Взрыв был вызван тем, что черная дыра засасывала газ и пыль из своей галактики, большая часть которого не упала в нее.

Вместо этого вещество пошло по траектории рогатки и «выстрелило» почти со скоростью света в массивных струях или лучах. В конечном счете, это привело к тому, что газ вокруг скопления «расплескался», как вода в стакане, лишив сверхмассивную черную дыру топлива, чтобы расти и производить новые струи.

«Как это часто бывает в астрофизике, нам действительно нужны многоволновые наблюдения, чтобы по-настоящему понять физические процессы на работе», — говорит Мелани Джонстон-Холлитт из Международного центра радиоастрономии в Австралии. «Объединение информации от рентгеновских и радиотелескопов выявило этот необычный источник, но для ответа на многие оставшиеся вопросы, которые ставит этот объект, потребуются дополнительные данные».

Исследование было опубликовано в Astrophysical Journal.